Анализ разработки методики обеспечения качества продукции, страница 6

Чаще всего это выражается в отсутствии письменных инструкций и письменных отчетов по работе.

Несомненно, управление качеством и его обеспечение позволят получить значительную экономию. Они покажут положительное, хотя и ограниченное, влияние на надежность. Но гораздо важнее, чтобы изделие было способно выполнять возложенные на него функции, а это зависит от качества проекта и его отработки.

Руководство обязано добиться, чтобы этим жизненно важным, но зачастую игнорируемым работам уделялось достаточное внимание.

Многим руководителям свойственно заблуждение, что его работа сводится к внедрению различного рода методик, которые в настоящее время выпущены в большом количестве.

Исследование приемов и методов труда, нормирование, организация производства, управление бюджетом, методы стимулирования, автоматизация, инженерная психология, кадровая политика, эргономика, управление качеством, нормы затрат, сетевое планирование и управление, стоимостный анализ — многие считают, что стоит только произнести эти слова, и сразу найдется консультант по управлению, который сделает все, что нужно.

Глава совета директоров одного крупного национализированного предприятия запросил данные о том, что такое обеспечение качества и надежности. Он проявлял большой интерес к „этой новой методике".

Однако, его энтузиазм угас, когда ему сказали, что это, в сущности, дело здравого смысла руководителей и выполнения ими своих обязанностей (значительная доля которых падала на него самого) по мобилизации руководящих и инженерно-технических работников во всей его гигантской организации, по координации и определению направления их деятельности, по проведению в жизнь принципов обеспечения качества и надежности в целях лучшего и более дешевого обслуживания потребителей.

Подобно многим другим руководителем, он полагал, что исполнит свой долг, создав новый отдел, который бы занимался новым специальным методом управления.

Нельзя отрицать ценность существующих приемов, созданных в помощь руководителю. Все они могут служить делу повышения эффективности хозяйственной деятельности. Но они Не более, чем грани, прорезанные на природном алмазе. Если одна сторона алмаза осталась не огранённой, если разные грани не соответствуют друг другу по размерам и расположению, алмаз не превратится в совершенный бриллиант. Точно так же И предприятие, приняв все разумные методы руководства, обеспечив высокую производительность труда при выпуске того ИЛИ иного изделия, не добьется успеха, если по своему качеству И надежности оно не удовлетворяет требованиям рынка.

Обеспечить качество и надежность — это первые требования, которые должны выполнить промышленные предприятия. Когда рынок завоеван, фирма старается сохранить его за собой в результате дальнейшего повышения качества и надежности, а также снижения затрат за счет внедрения соответствующих приемов и методов руководства. По мере расцвета предприятия, увеличения его размеров ценность специальных методов возрастает. Однако если само изделие неудовлетворительно по качеству, все эти методы практически не нужны.

3.2 Обязанности потребителя

Когда потребителем является множество покупателей на рынке товаров широкого потребления, поставщик может рассчитывать как максимум на то, что большинство этих людей будет достаточно хорошо информировано о приобретаемой модели, что они сумеют выбрать продукцию, наилучшим образом удовлетворяющую их требованиям и правильно ею воспользоваться.

Если переходить от отдельных потребителей через мелкие промышленные фирмы к более крупным и, наконец, к промышленным гигантам, национализированным отраслям промышленности и обслуживания, государственным ведомствам, министерствам обороны, — то следует отметить, что потребитель становится все более и более организованным.

Вместе с тем растет и его доля ответственности за создание надежной продукции. Поэтому было бы целесообразно проанализировать, как будет складываться ситуация, какие обязанности должны принимать на себя крупнейшие потребители, например министерства обороны, которые приобретают у промышленности товаров на 600 млн ф. ст. в год. Эти же принципы целиком справедливы и для всех крупных организаций-потребителей.