Анализ разработки методики обеспечения качества продукции, страница 8

В результате самому подрядчику обычно приходится устанавливать требования к качеству по своему разумению, а в соответствии с ними он назначает и цену.

К сожалению, государственные контролеры частотоже не получают определенных и заранее согласованных стандартов.

И все же руководство не должно забывать о разнице в отношениях между поставщиком и потребителем, когда потребитель — государственное ведомство и когда это — промышленная организация.

При выполнении заказов военных организаций, а часто также и заказов крупных потребителей, таких как национализированные отрасли промышленности, крупные фирмы и муниципальные службы, возникают следующие особые обстоятельства:

1.  Требования определяет потребитель, который рассматривает поставщика как одну крупную (но не обязательно единую) организацию.

2. Нередко появляется несколько конкурентов на поставку, причем, как правило, заказ передается фирме, запросившей самую низкую цену.

3.  Подготовку персонала для эксплуатации, обслуживания и ремонта в значительной мере обычно берет на себя потребитель.

4.  Усовершенствование конструкции с целью повышения ее надежности с учетом опыта эксплуатации идет только через сложную и неповоротливую „систему модернизации", которая, как правило, находится целиком под контролем потребителя.

5.  Важным следствием из всех этих положений является невозможность для потребителя возложить всю вину за отказы техники в эксплуатации на поставщика.

При этом следует сделать два замечания.

1. Конкурентные торги. Эта практика широко распространена во всех капиталистических странах. Как уже отмечалось выше, обычно заказ получают фирмы, которые запрашивают более низкую цену, но и выпускают заведомо менее совершенную продукцию.

Когда конкуренты предлагают равноценную продукцию, вполне оправданна передача заказа той фирме, которая запрашивает самую низкую цену. И снабженцы государственного ведомства не виноваты в том, что им эти товары представляются равноценными. Виновата в этом техническая служба, которая разрабатывает методику отборочных испытаний.

Сплошь и рядом эта методика строится на базе типового приемочного испытания заданной длительности, в заданных условиях, обычно на стенде или в лаборатории. По причинам, которые подробнее будут рассмотрены в гл. 8, такое испытание почти ничего не говорит о потенциальной надежности изделия.

2. Гарантия работы. Некоторые государственные ведомства  Великобритании и США стремятся при выборе изделий учитывать затраты в течение всего срока службы. Управление ВМФ британского министерства обороны предлагает контракты с премиальными за рабочие характеристики, превышающие требования технической документации.

Министерство обороны  активно изучает методы расчета полных затрат на весь срок службы оборонной техники — ее первоначальную стоимость, затраты на замену, обслуживание и ремонт и т. д.

Оба этих подхода требуют более тесного сотрудничества между потребителем и поставщиком. Они ведут к тому, что поставщик сможет  принять на себя более значительную ответственность за удовлетворительную работу изделия.

Иные отношения складываются с потребителем, когда он представляет собой крупную хозяйственную организацию, например с авиакомпанией, с парком прокатных автомобилей или автобусов, металлообрабатывающим заводом, нефтехимическим предприятием и т. д.

Потребителю по собственному опыту известны все виды затрат. Он обычно знает, к каким серьезным последствиям для его фирмы может привести выход из строя основного оборудования. Он вступает со своим поставщиком в диалог в целях получения взаимной выгоды от совместного изучения условий, которые необходимо выполнить.

Когда речь идет об оборудовании нового типа, потребитель предложит проверить его надежность. Он привлечет к этой проверке свой персонал и оговорит с поставщиком сумму дополнительных расходов на проверку и демонстрацию эффективности новой конструкции. Эта сумма составит незначительный процент от суммы убытков, которые пришлось бы понести в случае поломки оборудования и последующей перестройки работы предприятия.