Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр, страница 8

Несколько раз дидактические игры были организованы как фронтальное занятие в первую половину дня.

Дидактическая игра «Какой сок в стакане» направлена на упражнение детей в использовании относительных прилагательных. Глядя на изображение фруктов и овощей, дети должны были образовать соответствующее прилагательное (томатный, морковный, яблочный, вишневый, лимонный, грушевый)

В начале игры мы использовали игровой персонаж - котика, чтобы привлечь внимание детей. Создавали проблемную ситуацию  в которой котик просит помочь детям так как   он купил фрукты и овощи но не знает из какого фрукта, какой сок получится. Дети с радостью спешили помочь котику.  Детям очень понравился красочный материал, с которым мы играли. Они сами хотели переставлять карточки с изображением фруктов и овощей.  Детей привлекали действия с материалом, и это, в свою очередь, стимулировало  их речевую деятельность – образование прилагательных  от  существительных. Основная трудность возникла с называнием томатного сока, так как плод в быту  редко называют «томат», преимущественно используется термин «помидор». В этом задании затруднялись (Илья, Ира, Влад)Нам приходилось давать детям речевой образец правильного называния, проговаривать эти слова хором и индивидуально.

Некоторые дети (Галя, Света, Вероника) спрашивали, принесут ли им в группу еще раз эту игру. И при повторном проигрывании просили  разрешить им самостоятельно переставлять карточки. Таким образом, мы увидели, что данная игра, которой нам удалось заинтересовать детей, стимулировала детей

Как  к словообразованию, так  и правильному построению предложений: «В стакане налит яблочный сок».  Мы заметили, что в  самостоятельных сюжетно-ролевых играх с куклой девочки иногда стали использовать названия сока ( «налей яблочного сока»)угощая им своих «дочек». Таким образом, мы увидели, что дети не  только упражнялись в словообразовании в процессе дидактических игр, но и  использовали в самостоятельной речевой деятельности в процессе игр.

В игре «Чей хвост», решалась дидактическая задача по словообразованию  притяжательных прилагательных.  В начале игры были внесены иллюстрации с изображением животных, «потерявших» свои хвосты. Дети удивились, когда увидели животных без хвостов и стали сразу спрашивать, где хвосты у этих животных. Мы рассказали, что животные растеряли свои хвосты, и предложили детям помочь им. Дети сразу захотели отыскать каждому животному свой хвост. Иногда дети даже жалели этих животных, боялись, что они снова потеряют свои хвосты. Максим даже предложил приклеить им хвосты, чтобы такого больше не произошло. А Галя предложила показать их Айболиту. Мы увидели, что игровая задача увлекла детей и явилась очень хорошим стимулом для их речевой активности – назвать, где чей  хвост (хвост льва – львиный хвост, хвост лошади – лошадиный хвост). Дети допускали ошибки типа: «Лошадин хвост» - Саша, Илья. Проще всего дети справились с заданием собачий хвост

При повторном проигрывании, когда дети видели материал игры, они улыбались. Мы старалась подбадривать тех детей, у которых не все получалось, чтобы они не потеряли интерес к игре. Самым трудным для детей оставалось использование притяжательного прилагательного, обозначающего лошадиный хвост. Постепенно мы стали замечать, что в этой игре дети стали допускать все меньше и меньше ошибок.

Детям так понравилось выполнять игровые задания в рамках констатирующего эксперимента, что мы решили  использовать их не только в диагностических, но  дидактических целях и в формирующем эксперименте. Например, игра «Большие - маленькие» направленная на закрепление использования в речи существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. После неоднократного проигрывания этой игры,  в речи детей нередко можно было услышать слова в уменьшительно-ласкательной форме. Например, «лягу в кроватку»-Галя, «возьму стульчик»-Саша Скобля. Так же эту игру можно посоветовать родителям, так он не требует  затрат на изготовление каких-либо специальных пособий. В эту игру можно играть, просто идя по улице и задавая малышу вопросы   об окружающимх предметам (дом-домик, цветок-цветочек, машина-машинка, куст-кустик, собака-собачка и т.д.)