Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр

Страницы работы

Содержание работы

ГЛАВА II. Опытно - экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр.

2.1.  Анализ условий и определение уровня освения детьми  грамматического строя языка. особенностей педагогической работы по формированию грамматического строя речи в данной группе.

Опытно - экспериментальная работа  проводилась во 2 младшей группе  ДОУ №23 Выборгского района.. В эксперименте принимало участие 11 детей, наиболее стабильно посещающих детский сад. Из них - 4 девочки и 7 мальчиков. Возрастной состав  экспериментальной группы представлен в таблице:

Имя ребенка

Дата рождения

Возраст на 1.02.09

Елисеева Надя

Кравцова Ира

Васин Саша

Скобля Саша

Глинчиков Миша

Четвергова Галя

Назаров Илья

Занин Максим

Елисеева Света

Финкова Вероника

Николаенко Влад

08.06.2005

28.09.2005

08.07.2005

.05.17.2005

13.12.2005

06.07.2004

13.05.2005

37.04.2005

08.06.2005

22.07.2005

30.08.2005

3 года 7 месяцев

3 года 4 месяца

3 года 6 месяцев

3 года 7 месяцев

4 года 2 месяца

3 года 6 месяцев

3 года 8 месяцев

3 года 9 месяцев

3 года 7 месяцев

3 года 6 месяцев

3 года 5 месяцев

Опытно – экспериментальная работа включала 2 этапа: констатирующий  и формирующий эксперименты, по окончании были проанализированы результаты. При организации  этих этапов работы мы учитывали, что в данном дошкольном учреждении реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду»

В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи.

1. Проанализировать предметно - развивающую среду группы и выяснить наличие  в ней игр и пособий, способствующих освоению детьми грамматического строя речи.

2.Определить уровень освоения грамматического строя речи детьми экспериментальной группы.

3.Выявить наиболее типичные ошибки в грамматическом строе речи.

4. Выяснить понимание родителями важности своевременного формирования грамматически правильной речи у детей 4-го года жизни.

При анализе предметно развивающей среды было отмечено, что среди настольно-печатных игр наибольшее количество различных видов лото (Лото), в основном это игры на сенсорное развитие, логическое мышление игр на развитие грамматического строя речи очень мало. Мы увидели необходимость внесения настольно - печатных игр с речевым содержанием

Из беседы с воспитателем мы выяснили, что дети любят играть в настольно  -печатные игры, довольно кропотливо собирать лото, что не совсем характерно для данного возраста. Работа по развитию речи, в том числе и по развитию грамматически правильной речи, идет только на занятиях со всей группой.

Для решения 2-й и 3-й задачи констатирующего эксперимента были использованы следующие методы диагностики:

1.  Наблюдение за речью в повседневной жизни, во время игр, бытовой деятельности и ведение фотозаписи.

2. Использование диагностической методики М.М. Алексеевой, В.И Яшиной для выявления уровня грамматического строя речи (всего 6 заданий).

В рамках констатирующего эксперимента мы проводили наблюдение за речью детей в повседневной жизни и выяснили, что дети часто неправильно склоняют существительные, например (Саша В. – «На лёде можно поскользнуться). Не правильно употребляют глаголы (Никита – «застегает», Надя – «хочите кашки», Галя – «балаваются».) В основном дети допускают ошибки с труднообразуемыми словами (Галя –« не надо давать, уже дадено»). В силу возраста детей эти аграматизмы закономерны.

Так же для выявления освоения разных сторон грамматики использовали  диагностическую методику В.И. Яшиной и  М.М. Алексеевой .….\. где большинство заданий сформулировано в игровой форме и предполагает использование наглядности.

1задание мы использовали  для проверки понимания и употребления существительных с предлогами использовалось игровое упражнение «Расставим посуду на места»

Детям предлагалась следующая игровая задача: Кукла пришла на кухню и увидела беспорядок - тарелка под столом, чашка на стуле, ложка в сковороде т.д.

Сначала дети должны были ответить на вопросы куклы, а потом расставить посуду по местам. с помощью вспомогательных вопросов типа: «Куда поставим чашку?», « Куда поставим тарелку?» и т.д.

Дети с энтузиазмом откликнулись на это задание. Им очень понравилось наводить порядок и помогать кукле. Ответы детей зафиксированы в протоколе 1 (приложение 1). ; При оценке выполнения заданий за каждый правильный ответ начислялся 1 балл.

При определении  уровня мы пользовались следующими критериями:

6-5 баллов- высокий уровень

4-3 балла - средний уровень,

2 балла и менее - низкий уровень.

Некоторые дети ответили на все вопросы правильно. Этот эксперимент показал, что 6 человек, что составляет 54%, умеют правильно использовать предлоги, не допустили ни одной ошибки. Мы определили эти умения как высокий уровень, ; 3 человека - на среднем уровне, что составляет 28% и 2 человека на низком уровне, что составило 18%.          Некоторые дети ответили на все вопросы правильно. И только 2 ребенка промолчали, то ли от незнания, то ли от непонимания задания. С этими детьми было повторно проведено данное задание. В некоторых случаях дети замещали предлоги на знакомые  им (вместо «в» говорили «внутри сковороды», вместо «за» говорили «сзади чайника.») обобщенныеДанные приведены в гистограмме 1 протоколе № 2.

Похожие материалы

Информация о работе