Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр, страница 3

Каждый правильный ответ в данном задании оценивался в 1 балл. Поэтому для определения уровней сформированности этого умения мы использовали следующие критерии:

14 - 10 баллов – высокий уровень,

9 – 6 баллов - средний уровень,

5 баллов и менее – низкий уровень.

При подведении итогов (протокол № 5, приложение5) мы получили следующие результаты:

Никто из детей при выполнении данного задания не набрал максимального количества баллов:  ни один из 11 участников экспериментальной группы не назвал овцу, ягненка, жеребенка. Это можно объяснить отсутствием знаний об этих животных (овца, ягненок ) – это уже задачи словарной работы.

2 человека показали высокий уровень, что составило 18%, 1 ребенок показал низкий уровень, что составило 9%, и 8 детей, что составило 73% - средний уровень.

6 задание было направлено на проверку умения  употреблять простые предложения. Детям были предъявлены иллюстрации с изображением конкретных действий персонажей: мальчик бежит, самолет летит, корабль плывет, кукла спит, мишка сидит, заяц прыгает. Мы предлагали  детям  рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы:

- Что делает мальчик? (мальчик бежит)

- Что делает кукла? (кукла спит).

Ответы детей  отражены в протоколе № 6 (приложение6.)  За каждый правильный ответ ребенку начислялся 1 балл, за неправильный ответ или замены баллы не начислялись.

Были использованы следующие критерии для определения уровня умения составлять простые предложения:

6 баллов - высокий уровень

5 - 4 баллов - средний уровень

3 балла и менее – низкий уровень.

Рассматривание иллюстраций вызвало у детей интерес, работу воображения, о чем свидетельствовали вопросы, с которыми они обращались к воспитателю. Например: «Куда бежит мальчик?», - спросил Максим. Девочки рассказывали о своем опыте игр с куклой, как они укладывали ее спать: «Надо класть на бочок, и ручку под щечку» (Света).

Мы проанализировали, в каких заданиях детьми было допущено наибольшее количество ошибок. Меньше всего правильных ответов дети дали к иллюстрации «Заяц прыгает». Можно предположить, что дети просто затруднялись в определении данного действия персонажа, им просто не хватило словарного запаса , чтобы  подобрать точное слово.

Наблюдая в повседневной  речи этот аспект грамматического строя родного языка, можно отметить, что дети активно пользуются простыми бессоюзными так и союзными предложениями, в основном правильно согласуют части речи.

При анализе ответов детей  мы получили следующие данные:

3 человека (что составило 27%), показали высокий уровень умения составлять простые предложения; эти дети дали правильные ответы на все задания.

5 человек (что составило 46%), показали средний уровень в овладении данным умением. У некоторых детей возникли небольшие затруднения: заменяли  форму глагола настоящего времени на её неопределенную форму. Например: «кораблик плавать»  (Ира). Аналогичную ошибку допустил и Саша В.: «самолет летать».

3 человека (Влад, Саша В., Илья) показали низкий уровень, что составляет 27%. Эти дети  не дали ответов на половину заданий, или не смогли согласовать существительное и глагол.

Обобщая данные всех 6 заданий, а также наблюдения за речью детей в повседневной жизни, мы определили  общий уровень освоения грамматического строя родного языка детьми экспериментальной группы (таблица 7, приложение 13…..)

Наиболее высокий уровень был определен у 3…детей (имена), что составляет   %…, Эти дети хорошо справились со всеми  диагностическими заданиями, они практически не допускают аграматизмов в повседневной речи. И так по всем уровням. Итог представлен на диаграмме (гистограмме)

Для решения последней задачи, сформулированной в констатирующем эксперименте, было проведено анкетирование родителей (приложение …15..).

Для того чтобы узнать понимание родителями важности своевременного формирования грамматически правильной речи мы решили провести среди родителей экспериментальной группы анкетирование. В анкете мы предложили родителям ответить на  6 вопросов.