Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр, страница 2

2 задание было направлено на  проверку использования в речи формы родительного падежа множественного числа существительного.

Детям предлагался наглядный материал: карандаши, тетради, машинки. Сначала дети по очереди называли предметы, потом предлагалось на время закрыть глаза, и убиралась одна группа предметов, затем ребенок открывал глаза, и должен был сказать, чего не стало. Наиболее частая ошибка – использование слова карандашов вместо карандашей.  Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, следовательно:

5 баллов – высокий уровень;

4-3 балла – среднйи уровень;

2 балла и меньше – низкий уровень….с нового абзаца

Высокий и средний уровень показали одинаковое количество детей, что составило по 37% и всего 3 человека низкий уровень, что составило 26%. Детям понравился тот момент, когда надо закрывать глаза, что они пытались применить этот прием в  разных моментах («Давайте я закрою глаза, а вы что-нибудь уберете?» - просили дети.)Данные приведены в протоколе №2 (приложение 3) и в гистограмме 2 9приложение 4

3 задание. Для проверки употребления в речи существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом использовалось задание «Скажи ласково».

Детям предлагалось рассмотреть предметные картинки, на которых были изображены дом, яблоко, мяч, гриб, затем задавался вопрос – «Как надо сказать, чтобы было понятно, что яблоко маленькое». Нередко можно было услышать примеры детского словотворчества, когда дети пытались образовать новое существительное. Например – яблоко-яблочко - яблочечко.

Критерии оценки

5 баллов – высокий уровень,

4-3 балла – средний,

2 балла и ниже – низкий уровень.

Высокий и средний уровень показали одинаковое количество человек-по 5, что составляет по 45% и 1 человек-низкий уровень, что составляет.9%

После этого упражнения в речи детей нередко можно было услышать слова с уменьшительно ласкательным суффиксом. Было очень интересно наблюдать за детским «экспериментированием».

4 задание. Проверка умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Детям предлагается рассмотреть 2 куклы, их внешний вид.

- Во что одета Маша? А какое у нее платье, какого цвета? (платье синее, синего цвета)

-Что на ногах у Маши (носки, туфли).

-Какого цвета волосы (светлые)

Я старалась увлечь детей, но в некоторых случаях дети отвлекались и им хотелось действовать с куклой. Детям не всегда удавалось согласовать  прилагательное с существительным например («Синяя платье» - Ира, «Волосы коричневый»  – Илья.

Критерии  оценивания ответов по этому заданию? уровни

5 задание предполагало проверку умения правильно называть животных  и их детенышей в единственном  и множественном числе.

Был подобран стимульный материал - 7 пар иллюстраций: кошка-котенок, собака-щенок, корова-теленок,  лошадь - жеребенок, заяц - зайчонок, утка - утята, овца - ягненок.

Детям было предложено подобрать к картинке «маме»  картинку «детеныш». Почти со всеми заданиями дети справлялись правильно. Основные трудности возникли с называнием детенышей лошади: дети пытались заменить неизвестные им названия на уменьшительно -ласкательную форму слова «лошадь», например – « лошаденок» (Саша В. и Вероника). Такая же трудность возникла и со словом «корова». Некоторые дети вместо «теленок» говорили - «коровенок» (Миша), «коровята» (Саша В.).  Интересен так же был ответ «пони» (Галя), вероятно, ребенок мог слышать это слово, употребленное к породе маленькой лошади. Эти ошибки происходят оттого, что форма образования названия детеныша в последних заданиях, не совпадает с названием взрослого животного, не является однокоренным словом так, как это происходит в более простых вариантах  (кошка - котята, утка - утята, заяц – зайчата). Интересно, что вышеобозначенных затруднений у детей не вызывало называние детеныша собаки, хотя здесь тоже нет совпадения с названием взрослого животного. Это можно объяснить тем, что в городских условиях собаки – достаточно  распространенные питомцы, содержащиеся в семьях, и дети могут достаточно часто слышать от взрослых слово «щенок».