Рабочая программа учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» (Тематический план курса. Содержание разделов и тем), страница 4

-  либо диагностическую игру "Позови Машу (мл. и ср. гр.) по книге «Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике" под ред. Сусловой Э.И., Позднян Л. стр.172,задание 2;

- либо диагностическую игру "Секрет" (ст. дошкольный возраст) - источник любой.

Представить протоколы исследования, выводы. Составить рекомендации для воспитателей группы.

2 раздел. Индивидуально-личностный подход в развитии и воспитании дошкольников.

Выявление индивидуально-личностных особенностей дошкольников как реализация  принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании детей. Учет поло-возрастных особенностей, типа темперамента, ведущей модальности, личностных характеристик и других индивидуальных особенностей.

2.1.Темперамент как индивидная характеристика.

Типы темперамента и  особенности  проявления в поведении дошкольников. 

Обзор  диагностических методик по определению типа темперамента.

Рекомендации по взаимодействию взрослых с детьми с разным типом темперамента. Подвижные игры для детей с разным типом темперамента.

2.2. Тревожные дети. Выявление, особенности их поведения.  Возможные причины. Способы взаимодействия, профилактика и коррекция.

2.3. Демонстративные дети, особенности поведения, рекомендации по взаимодействию.

2.4.  Гиперактивные дети, характеристика  их поведения, возможные причины. Особенности взаимодействия, коррекционные игры.

2.5. Агрессивные дети: характеристика поведения, причины. Способы взаимодействия,  профилактика и коррекция.

Необходимо знать:

-методики определения типа темперамента ребенка

-особенности  поведения гиперактивных, агрессивных, тревожных детей и особенности взаимодействия с ними, виды профилактики и коррекции их поведения;                                                            

Необходимо уметь:

-определять тип темперамента ребенка

-выявлять гиперактивных, агрессивных, тревожных детей

-организовывать личностно-ориентированное взаимодействие с детьми  с учетом их индивидуальных особенностей

-прогнозировать развитие ситуации, намечать пути работы с детьми в разных видах деятельности на основе данных диагностики.

Практические занятия.

·  решение психолого-педагогических задач, анализ педагогических ситуаций,

·  проигрывание коррекционных игр.

·  пользуясь поисковыми системами Интернет-источников подготовить материал по теме «Агрессивный дошкольник»: виды детской агрессии, возможные причины, особенности взаимодействия с ребенком, профилактика и коррекция.

Самостоятельная работа.

1.  Составить рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми с разным типом  темперамента («Диагностика в детском саду», Методическое пособие под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д., стр. 63; «Практикум по дошкольной педагогике» под ред. Красницкой Т.Н., Борщанской Б.Г. стр. 13)

2.  Конспект ст. Е. Гаспаровой  «Застенчивый ребенок»  (ж. «Дошкольное воспитание»  № 3, 1989) .

3.  Конспект ст. Е. Гаспаровой  «Шустрики» и «мямлики» (ж.   «Дошкольное воспитание» № 4, 1990)

4.  Составить рекомендации для воспитателей по взаимодействию с гиперактивными, агрессивными, тревожными  детьми (по выбору).

Задание на практику.

Из беседы с психологом, воспитателями группы ДОУ узнать  тип темперамента 5-6 детей своей возрастной группы. Сделать фотозаписи их поведения в разных видах деятельности.

3 раздел. Диагностика освоения дошкольниками различных видов доступной им деятельности.

Виды детской деятельности. Значение ведущих видов деятельности дошкольников.

3.1.Диагностические методики по освоению бытовой деятельности (наблюдение, беседы с детьми, анкетирование родителей).

3.2.Обзор диагностических методик по определению уровня игровых умений дошкольников.    Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, уровни развития сюжетно – ролевой игры.