Рабочая программа учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» (Тематический план курса. Содержание разделов и тем), страница 3

Содержание  разделов и тем.

Введение.

Задачи изучения курса, его содержание. Основная цель психолого-педагогического практикума – изучение основ психодиагностики  для выявления особенностей детей дошкольного возраста и проектирования педагогического процесса в условиях реализации принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.

Основные методы работы по курсу. Учебная литература по курсу.

Необходимо знать:

- основное   содержание  психолого-педагогического практикума как учебной дисциплины,

-значение данной области педагогического знания для воспитателя;

-требования, предъявляемые к студентам.

1 раздел. Педагогическая диагностика в ДОУ.

1.1. Диагностика как этап педагогического процесса ДОУ.

Этапы педагогического процесса: прогностический (диагностический), проектирование педагогического процесса, реализация, результативно-оценочный этап.

Понятие о диагностике. Виды диагностики в ДОУ: медицинская, психологическая, педагогическая. Понятие о психолого-педагогическом исследовании, его этапы: подготовительный, диагностический, интерпретационный.

Принципы  проведения диагностики.Общие правила организации  и проведения исследования.

Необходимо знать:

- содержание педагогической диагностики в ДОУ

- специфику этапов психолого-педагогического исследования

- принципы и правила проведения диагностики.

Необходимо уметь:

- устанавливать межпредметные связи с курсом «Основы общей педагогики», определяя  специфику этапов педагогического процесса ДОУ

- проектировать этапы психолого-педагогического исследования,

- следовать принципам и правилам организации и проведения диагностики

1.2.Методы педагогической диагностики. Понятие «метод». Классификация методов исследования, их характеристика.

Наблюдение как основной метод педагогической диагностики, его виды, особенности, преимущества и недостатки.

Эксперимент. Виды, особенности.

Опросные методы (беседа, анкета, интервьюирование): основные задачи, виды, требования.

Тесты и тестирование. Отличительные характеристики метода.

Необходимо знать:

-общую характеристику методов педагогической диагностики;

Необходимо уметь:

- устанавливать межпредметные интегративные  связи с учебными дисциплинами «Психология», «Основы  учебно-исследовательской деятельности».

- отбирать наиболее эффективные методы  в зависимости  от задач диагностической работы.

1.3.Общая характеристика метода социометрии. Обзор диагностических  методик изучения группы детей с целью выявления личностного статуса ребенка.

Игровая социометрическая методика Т.А.Репиной «Секрет» (адаптированный вариант для старших дошкольников). Подготовка к исследованию, методика проведения игры, оформление полученных данных,  технология обработки результатов.

Диагностическая методика "Позови Машу" (игровая социометрическая методика  для работы с детьми младшей и средней групп).

Необходимо знать:

-специфику методов диагностики межличностных отношений  дошкольников на разных возрастных этапах.

 Необходимо уметь:

-осуществлять игровую социометрическую методику  в группе дошкольников;

-обрабатывать результаты исследования и на их основе проектировать работу с детьми.

Практические занятия по  разделу

·  Анализ протоколов результатов диагностики освоения дошкольниками различных видов деятельности (из приложений к выпускным квалификационным работам).

·  Анализ анкет для родителей.

·  Решение психолого-педагогических задач, обоснование  своей  точки зрения с позиций современных исследований, подходов, требований

Самостоятельная работа  по разделу

1, Выписать характеристику методов педагогического исследования из учебного пособия  «Практикум по дошкольной психологии»  (Г.А.Урунтаева,  Ю.А. Афонькина, стр. 13).

2. Составить общие рекомендации для воспитателей по проведению педагогической диагностики.

Задание на практику.

Провести  с детьми своей  группы  (в зависимости от возраста):