Рабочая программа учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» (Тематический план курса. Содержание разделов и тем)

Страницы работы

Содержание работы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

специальность 050704 «Дошкольное образование»

Составитель: Куракина И.Н.

2009

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050704 «Дошкольное образование» и предназначена для педагогических колледжей, осуществляющих подготовку специалистов  с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного возраста».

Цель программы - способствовать формированию у студентов устойчивых профессиональных интересов, формированию профессионально значимых умений и навыков воспитателя, связанных с осуществлением диагностики, проектирования и конструирования педагогического процесса в ДОУ.

Задачи курса.

Формировать у студентов собственную педагогическую позицию, основанную на принципах гуманизма.

Развивать умение реально воспринимать педагогическую действительность и видеть перспективы ее дальнейшего развития.

Развивать умение использовать теоретические знания, полученные в ходе изучения различных учебных дисциплин, для анализа и оценки педагогических явлений, педагогических ситуаций.

Формировать представление о методах педагогической диагностики и умение применять их в практической деятельности.

Развивать умение проектировать педагогический процесс, следуя принципу личностно-ориентированного взаимодействия.

Способствовать раскрытию творческого потенциала студентов, развитию их педагогических способностей, обеспечивающих поиск наиболее эффективных способов решения сложных педагогических ситуаций, способностей к самостоятельному  профессиональному творчеству.

Основные идеи курса.

·  Основа обновления процесса воспитания и развития детей дошкольного возраста - его гуманизация. Важнейшее условие реализации этого принципа - личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, одним из существенных условий  осуществления которого является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

·  Педагогический процесс - это система взаимосвязанных деятельностей его субъектов - воспитателя и воспитанников. Уровень развития, воспитанности и обученности  дошкольников во многом определяется стилем педагогического взаимодействия

·  Высокий профессионализм воспитателей, владеющих средствами, формами и методами воспитания и обучения дошкольников, в том числе диагностическим инструментарием – основа эффективности педагогического процесса.

Курс "Психолого-педагогический практикум" входит в блок общепрофессиональных дисциплин и направлен на углубление и улучшение качества психолого-педагогической подготовки будущего специалиста. Изучение курса тесно связано со многими дисциплинами учебного плана: "Введение в педагогическую профессию", "Общие основы педагогики", "Дошкольная педагогика", "Психология", «Основы учебно-исследовательской деятельности»,  частными методиками.

В силу того, что данный курс имеет ярко выраженную практико-ориентированную направленность, он неразрывно связан с педагогической практикой в ДОУ, где студенты получают навыки исследовательской, проектировочной деятельности.

В штатном расписании определенных видов ДОУ предусматривается должность практического психолога, в обязанности которого входит проведение всех видов диагностической и коррекционной работы. Воспитатели должны уметь осуществлять педагогическую диагностику, на основании которой происходит проектирование педагогического процесса. Только имея достоверную информацию об уровне развития детей, педагог сможет целенаправленно спроектировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально учитывая особенности каждого ребенка.

Для наиболее эффективной  реализации  принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании детей, воспитателю необходимо уметь выявлять индивидуально-личностные особенности дошкольников, чтобы выстраивать  педагогически целесообразное взаимодействие с детьми  демонстративного типа, тревожными, гиперактивными, агрессивными дошкольниками, проектировать работу с учетом этих особенностей.

Педагогическая диагностика направлена на выявление уровня сформированности у дошкольников различных видов деятельности, их эмоционального развития, межличностных отношений в группе сверстников. В данный раздел не включается диагностика развития и обученности детей по таким направлениям, как речевое, математическое, художественное развитие. Это объясняется тем, что данные вопросы рассматриваются в программах учебных курсов соответствующих частных методик, а диагностика психических познавательных процессов – в процессе изучения курса психологии.

Отбор содержания курса производился также и с учетом диагностических заданий, включенных в план педагогической практики 7-10 семестров, которые студенты выполняют под руководством преподавателя практики.

Учебный план определяет место изучения курса в 8 семестре в следующем объеме: 45 часов максимальной учебной нагрузки, из них - 34 аудиторных часа, 11 часов на самостоятельную работу.

Структура тематического плана программы определена с учетом целей, задач и требований к содержанию дисциплины, определенного государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050704 «Дошкольное образование».

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
161 Kb
Скачали:
0