Рабочая программа курса «Дошкольная педагогика» (Содержание учебного курса), страница 6

Тема №7.Умственное воспитание и обучение дошкольников.

Основные понятия: умственное воспитание и умственное развитие; сенсорное развитие, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, обследовательские действия;  обучение,  типы обучения, модели, дидактические принципы, методы.

Умственное развитие как совокупность    качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом, под влиянием среды, специально организованного воспитания и обучения, собственного опыта. Учет особенностей умственного развития дошкольников: высокий темп, преобладание образных форм познания, взаимовлияние умственного развития на другие стороны развития.

Показатели умственного развития.

Умственное воспитание - планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью формирования системы знаний, развития познавательных интересов, познавательных процессов и умения применять знания в разных видах деятельности.

Исследования  А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова об особенностях,    закономерностях и системе умственного воспитания дошкольников.

Задачи и средства умственного воспитания.

Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания: основные понятия, история вопроса, задачи, содержание, средства и методика работы.

Дошкольная дидактика. Своеобразие процесса обучения и становление предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Дидактические принципы. Модели, типы обучения. Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Современные требования к организации занятий. Методы и приемы обучения, их классификация, своеобразие использования в разных возрастных группах.

Необходимо знать:

- задачи, содержание, формы, методы и средства умственного воспитания и обучения дошкольников

- этапы освоения детьми сенсорных эталонов и методику работы по сенсорному воспитанию

- современные требования к организации и проведению занятий

Необходимо уметь;

- использовать разнообразные средства сенсорного и умственного воспитания дошкольников

- применять современные инновационные технологии в обучении детей  дошкольного возраста

Самостоятельная работа.

1.  Проанализировать содержание образовательной программы, которая реализуется в  базовом дошкольном  учреждении, по вопросам сенсорного воспитания.

2.  Выписать характеристику основных типов обучения: прямого, проблемного, опосредованного (уч. пос. «Дошкольная педагогика» п/р Козловой, Куликовой).

3.   Дать сравнительный анализ форм организации обучения в ДОУ (уч. пос. «Дошкольная педагогика» п/р Козловой, Куликовой).

4.  Составить сводную таблицу «Методы и приемы обучения дошкольников», используя знания из частных методик.

5.  Составить конспект комплексного занятия для своей возрастной группы.

6. Составить рекомендации для родителей «Как отвечать на детские вопросы».                       

Тема № 8.   Социально-нравственное воспитание дошкольников.

Основные понятия: нравственное развитие,  нравственное воспитание, социализация, механизм нравственного воспитания, методы нравственного воспитания.

Дошкольный возраст как период повышенной восприимчивости к социальным воздействиям. Роль взрослого как "социального проводника". Механизм социально-нравственного воспитания дошкольников, задачи.     Основные средства: общение, собственная деятельность,     окружающая атмосфера и обстановка в ДОУ и семье, природа, художественно-эстетические средства. 

Содержание нравственного воспитания, его специфика в разных возрастных группах: воспитание гуманности, коллективизма, культуры  поведения, воспитание начал патриотизма и гражданственности. Воспитание юного петербуржца.

Методы нравственного воспитания дошкольников.

Необходимо знать:

- механизм социально-нравственного воспитания

- задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников

- методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста