Рабочая программа курса «Дошкольная педагогика» (Содержание учебного курса), страница 2

Содержание учебного курса и некоторые технологические компоненты его освоения.

Тема I.Дошкольная педагогика как отрасль педагогического знания.

 Основные понятия: дошкольнаяпедагогика, образование, воспитание, предмет, объект, задачи, методы, средства, возрастная периодизация.

Дошкольная педагогика как наука об образовании, воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу.

Предмет дошкольной педагогики - процесс образования, воспитания детей до 7 лет, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, их своеобразие.      Объект - ребенок от рождения до поступления в школу.

Основная задача дошкольной педагогики - разработка содержания и методов личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, семье.

Возрастная периодизация в педагогике. Критерии выделения возрастных периодов - история и современность (Аристотель, Я.А.Коменский, П.Ф.Лесгафт,  Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин о возрастной периодизации).

Дошкольный возраст как уникальный период, где закладываются фундаментальные основы личности и индивидуальности. Основные особенности детей дошкольного возраста.

Развитие теории и практики дошкольного образования в России и за рубежом: «Материнская школа» Я.А.Коменского; «Школа для малолетних детей» И.-Г. Песталоцци; «Новый институт для образования характера» Р.Оуэна; система работы детских садов Ф.Фребеля; М.Монтессори. Первые детские сады России. Основные вехи  становления и развития системы дошкольного образования в нашей стране в ХХ - ХХ1 в.в.

Основные документы, определяющие работу дошкольного образовательного учреждения на современном этапе: Закон об образовании РФ, Концепция дошкольного воспитания, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, программы  по дошкольному образованию.

Характеристика  различных типов современных дошкольных образовательных учреждений.

Необходимо знать:

- место курса «Дошкольная педагогика» в профессиональной подготовке специалиста, цель и задачи курса

- основные документы, определяющие работу дошкольного образовательного учреждения

- основные вехи развития теории и практики дошкольного образования в России и за рубежом

Необходимо уметь:

- работать с основными документами, определяющими развитие   дошкольного образования

- обосновывать поведение  дошкольников  их возрастными особенностями

Самостоятельная работа.

1.   Подготовить сообщение на тему "Страницы истории дошкольного образования в России и за рубежом" (уч.пос. «История дошкольной педагогики» п/р Шабаевой).

2.   Проанализировать Концепцию дошкольного воспитания, Положение о  дошкольном образовательном учреждении с позиций приоритетных задач, содержания, форм, методов, средств образования и воспитания дошкольников на современном этапе.

3.   Составить фотозапись поведения реального ребенка-дошкольника, обосновать особенностями возраста. 

Тема № 2 .  Воспитание и развитие детей раннего возраста.

Основные понятия: ведущие линии развития, особенности детей раннего возраста, диагностика нервно-психического развития.

Исследования по проблеме: Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, М.Ю.Кис-тяковская, Л.Н.Павлова, Г.Г.Григорьева. Значение периода раннего детства, роль взрослых.

Ребенок раннего возраста, особенности его развития: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития, потребность в общении и индивидуальном контакте со взрослым, повышенная ранимость организма, сенсо-моторная потребность, впечатлительность,  эмоциональность, подражательность.  Особенности развития предметной деятельности,  общения. Приобретение первоначального социального опыта. Ведущие виды деятельности детей на первом, втором, третьем  году жизни.

Особенности построения режима дня и методики проведения режимных процессов в группах раннего возраста.

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста.