Рабочая программа курса «Дошкольная педагогика» (Содержание учебного курса), страница 4

Своеобразие сюжетно-ролевой игры, структура. Д.Б.Эльконин о генезисе  игры. Особенности освоения компонентов сюжетно-ролевой игры детьми разных возрастных группах. Задачи работы. Условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр. Различные подходы к руководству играми детей. Менджерицкая Д.В. о косвенных и прямых приемах руководства; Н.Михайленко, Н. Короткова о принципах взаимодействия взрослого  с детьми в сюжетно-ролевой игре. Комплексный подход  к руководству играми.

Режиссерские игры, их сущность. Исследования Е.Е.Кравцовой,  Е.М.Гаспаровой, С.Л.Новоселовой. Содержание и педагогические условия возникновения и  развития режиссёрских игр в разных возрастных группах.

Театрализованные игры, их своеобразие, виды, значение. Требования к подбору литературных произведений. Этапы педагогического руководства театрализованными играми.

Строительно-конструктивные игры, их характеристика, значение. Создание условий, методика обучения способам конструирования и особенности руководства играми.

Дидактические и развивающие игры, их своеобразие,  значение.    Структура, классификация. Особенности руководства в разных возрастных группах.

Игрушка, ее происхождение, значение, виды, современные требования к игрушке.

Необходимо знать:

- основные исследования по вопросам игровой деятельности дошкольников

- роль игры в развитии детей дошкольного возраста

- классификацию и своеобразие каждого вида игр дошкольников

- различные подходы к определению способов взаимодействия воспитателя с детьми в творческих играх

- современные требования к игрушкам и документы, определяющие эти требования

Необходимо уметь:

-  определять уровень сформированности игровых умений ребенка и намечать задачи развития игровой деятельности

-  анализировать взаимодействие воспитателя с детьми в процессе игры

- создавать условия для возникновения и развития творческих игр дошкольника

-  проектировать  работу по развитию творческих игр дошкольников, отбирая наиболее эффективные приемы в соответствии с возрастными особенностями детей

-  подбирать игрушки для дошкольников разных возрастных групп  в соответствии с требованиями.

Самостоятельная работа.

1.  Выписать из различных словарей определения игры.

2. Подобрать примеры, иллюстрирующие утверждение чешского писателя Ю.Фучека «Игра - зеркало общества».

3.  Конспект статьи А.С.Макаренко «Воспитание в игре».

4. Сравнить традиционную классификацию игр и классификацию, предложенную  С.Л.Новоселовой.

5.  Разработать проект комплексного руководства конкретной сюжетно-ролевой игрой в своей группе.

6.  Разработать проект развития театрализованной игры по одному литератур-ному произведению для своей возрастной группы.

7. Сделать развернутый конспект главы учебника «Дошкольная педагогика» п/р Козловой, Куликовой по теме «Строительно-конструктивные игры».

8.  Написать реферат на тему «Игрушка в жизни ребенка».

Тема 5.Эстетическое воспитание дошкольников.

Основные понятия: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, художественное воспитание, эстетическая культура, детское творчество, методы, средства, формы эстетического воспитания.

Теоретические основы эстетического воспитания. Исследования Б.М.Теплова, О.А.Флериной, Н.И.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной и др.

Цель,  задачи, принципы эстетического воспитания.

Развитие творчества как одна из задач эстетического воспитания, особенности детского творчества,  этапы творческой деятельности, условия и средства развития детского творчества.

Формирование эстетического отношения к окружающей действительности, формирование художественно-творческих умений.

Условия и средства   эстетического   воспитания: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность и др.

Формы  организации работы по эстетическому воспитанию.

Необходимо знать:

- задачи и  содержание эстетического воспитания дошкольников

- условия, средства и формы эстетического воспитания, используемые в работе с дошкольниками