Изучение истории как гуманитарной дисциплины, страница 6

Часто изучение истории требует усиленной работы памяти. Злоупотребление заучиванием на память не всегда необходимых дат, названий местностей и фамилий - плохая традиция.

В процессе изучения истории необходимо формировать у школьников положительные мотивы не только к обогащению своих знаний, но также к развитию учебно-познавательных и других умений. Учащиеся должны прийти к выводу о возможности и необходимости развития своих умственных способностей, облегчить свой труд и сделать его более производительным. Наивысшего уровня мотивация достигается тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в саморазвитии, в совершенствовании своих  интеллектуальных  умении.

Для развития мотиваиии используется особая группа приемов: пробуждение положительного эмоционального отношения к учебе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательных дискуссий; создание ситуации успеха и поощрения учащихся и др.

Работа будет более эффективной, если предварительно дети будут протестированы психологами на предмет развития логического, абстрактного мышления, умения обобщать и т.п. Задания каждому ребенку даются в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Так, дети, плохо умеющие выделять главное получают задание: "Слушая рассказ учителя, выделите и запишите три аргумента в пользу существования Атлантиды" Образное мышление развивают задания такого типа: "Сделайте рисунок на сюжет наиболее запомнившегося мифа; перескажите этот миф".

Не менее важно предоставить детям выбрать посильное задание (как по содержанию, так и по форме исполнения - рисунок, схемы, тезисы, таблицы и т.д.). Хорошо, если ребенок может при желании поработать с дополнительной литературой или выбрать иное интересное для него дело.

Учитель не навязывает свою точку зрения как единственно верную; неоднозначность и противоречивость оценок событий уместно показывать, сопоставляя и сталкивая разные взгляды, теории.

Учитель создает нормальные психолого-педагогические условия для восприятия и усвоения исторического материала. Речь учителя только тогда будет подходящей для восприятия всем классом, если не заставляет напрягать слух и не утомляет своей громкостью и монотонностью. Плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация учителем наглядных пособий, которые трудно рассмотреть и т.п.

Усвоение материала, как правило, успешнее, если способ его сообщения воздействует не на один, а на несколько видов восприятия. Учителю истории это особенно важно помнить и не ограничиваться использованием слухового восприятия учащихся, а сочетать его со зрительным.

Домашние задания по истории в Школе здоровья часто индивидуализируются: учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, подобрать доказательства, выполнить рисунок и т.д. Важен также способ подготовки домашнего задания. Обычно учащиеся последовательно заучивают отдельные фразы, абзацы учебника. Следует добиваться сначала ознакомления со всем параграфом (это позволяет уяснить сюжет, главные доказательства мысли, способ доказательства), а после этого переходить ко вторичной работе над частями параграфа, уделяя большее внимание сложным моментам, несколько раз возвращаясь к именам, датам, названиям.

И оценивает учитель не только знания, но и умения: выставляет отметки за составленный план или конспект, рецензирование ответа ученика на уроке, активное участие в обсуждении поставленного на уроке вопроса, подготовку реферата и т.д.

Особенно важно создавать благоприятную психологическую обстановку на уроках истории. Каждое, даже самое незначительное продвижение ученика по этому трудному пути, каждое, даже самое маленькое достижение необходимо заметить, высказать доброе слово и выразить надежду на то, что за этим достижением последуют новые победы.

"Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться".