Изучение истории как гуманитарной дисциплины, страница 3

-  малодушие,

-  злобность,

-  зависть,

-  эгоизм,

-  трусость,

-  воля,

-  грубость,

-  выдержка,

—  стыдливость,

—  мужество."

Высказывания великих людей делают такие уроки более убедительными :

"Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья" (А.Шопенгауэр);

"Главные медикаменты - это чистый воздух, холодная вода, пила и топор" (В.Д.Поленов);

"Великие  люди  всегда  были  воздержанными  в  еде"   (О.Бальзак);

Человек  может  жить  до  10О  лет.   Мы  сами  своей  невоздержанностью, своей  беспорядочностью,   своим  безобразным  отношением  с  собственным  организмом    сводим    этот    нормальный    срок    до    гораздо    меньшей    цифры" (Н.П.Павлов).

В обществоведческой теме "Человек и природа" акцент делается на вопросах экологии, охраны окружающей среды, активном проявлении человеческого отношения к живому и неживому в природе.

Рекомендуется обществоведческие темы рассматривать как размышление о внутреннем состоянии конкретного человека, пытающегося проникнуть в собственный духовный мир, постичь его. Предлагаются следующие темы: "Как я воспринимаю самого себя?", "Как я воспринимаю других?", "Что для меня свято?". Рассматриваются понятия тела и телесности как психофизической основы личности, самоидентификации, возраста как определения индивидуальности человеческих потребностей, интуиции, ценностей как жизненной установки, смерти и бессмертия в ценностном измерении, оптимизма и пессимизма как установки личности.

В рамках курса "Обществознание" возможно проведение конференций "Феномен человека", "В борьбе за жизнь и здоровье человечества", дискуссий "Загадки нашего организма", "Мода и здоровье", семинаров "Что делает человека человеком", "Умеем ли мы питаться, или "себе могилу роем ложкой?", "Война с микробами. Кто победит?", уроков "Я - концепция", "Загадки памяти", "Экология - наука не о природе, а о разуме человека".

Особое внимание обращается на проблемы здоровья современного молодого человека, курение, алкоголизм, наркомания, СПИД. Можно использовать следующие высказывания знаменитых людей:

"Алкоголь  вполне  надежное  средство,   когда  следует  поубавить  ума".

(В.Я.Данилевский);

"То, что очень трудно перестать пить вино и курить, есть ложное представление, внушение, которому не надо поддаваться".

(Л.Н.Толстой).

Один из путей организации обучения детей и подростков истории и другим общественным дисциплинам без потерь здоровья видится в разработке и внедрении в практику школы интегрированных курсов. Такие курсы сокращают сроки изучения истории, ликвидируют дублирование. При этом появляется резерв времени, снижаются нагрузки и улучшается, естественно, самочувствие ребенка. Интегрированное обучение как нельзя лучше соответствует принципу природосообразности при обучении, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного природного развития ребенка, и все педагогические средства соответствуют общим законам природы. Благодаря интеграции максимально учитываются природные способности ребенка, укрепляется нравственное и физическое здоровье школьников.

Интегрированные курсы и уроки возможны на стыке истории и общест-вознания истории и МХК, истории и литературы, истории и ИЗО, истории и музыки, истории и географии, истории и биологии, истории и предметов физико-математического цикла в зависимости от проблем и аспектов, которые рассматриваются в конкретном историческом периоде.

Примером  может  служить  интегрированный    курс    "Цивилизации    мира", синтезирующий  материал  истории,    литературы,     политологии,  социологии, искусства  и  в  то  же  время  представляющий  качественно  новое  содержание. Весь  этот    материал    входит    в  гуманитарную  область  и  интегрируется  на основе  цивилизационного  подхода  к  образовательному  процессу.