Изучение истории как гуманитарной дисциплины, страница 5

Аналитические  задания  обычно  начинаются  словами:     "Объясните  причины...",   "Сравните..."  Примеры  таких  заданий:     определить,  в  чем  состояла  действенность    политики    Александра  Невского,    или  причины  того, что  норманнам  удалось  относительно  легко  завоевать  Англию.

Оценочные суждения дети высказывают, выполняя задания, которые требуют, например, определить негативные и позитивные последствия какого-либо процесса.

Очевидно, что уроки в Школе здоровья предполагают яркое, активное, эмоциональное соучастие детей в исторических событиях, сопереживание далеким предкам, развитие змпатических способностей учащихся и формирование личностного заинтересованного отношения к прошлому и его познанию. Поэтому особо важно разнообразие форм проведения занятий по истории. Учитель может пригласить учеников в воображаемое путешествие. В нем школьники будут "вести дневники", "писать письма", задавать вопросы, "делать уникальные снимки".

В другой раз учитель истории превратится в экскурсовода и "поведет" группу современных туристов-школьников по достопримечательным местам, предлагая /задавать вопросы, составлять карту экскурсии, делиться своими впечатлениями.

Оказавшись,  например,    на  Востоке  школьники    организуют    "базар", где искусные ремесленники и торговцы будут расхваливать перед покупателями свои уникальные товары, составляющие гордость Древней Индии или Древнего Китая.

Рыцарская этика средневековья подскажет форму проведения урока по теме: "Жизнь и обычаи феодалов" или "Девиз: куртуазность*". Знатоки западно—европейского быта и культуры вызовут соперников на турнир и в поединках вопросов и ответов определят сильнейшего.

При изучении царствования Петра I школьники получат приглашение "на асамблею, где из первых уст узнают о новых модных прическах, развлечениях петербургской знати и чудачествах царя—реформатора.

Если уроки посвящены культуре и величайшим произведениям литературы, музыки, живописи, то можно провести уроки-спектакли, уроки-вернисажи, уроки—литературные салоны, уроки—концерты.

Уроки истории или обшествознания в Школе здоровья отличает образность. Зрительные образы приближают учащихся к положению свидетелей исторической действительности. Устойчивость зрительных представлений в памяти школьников и особенно наличие изобразительных пособий перед их глазами создают благоприятные условия для анализа, сопоставления, синтеза их содержания.

В обучении истории целесообразно привлекать только те образные пособия, которые эффективно служат решению основным образовательно-воспитательных задач. Перегрузка преподавания истории образной наглядностью может иметь больше отрицательных, чам положительных последствий. Недопустимо, чтобы сущность фактов заслонялась в сознании учащихся какими—то бросающимися в глаза деталями.

Важнейшей отличительной чертой уроков истории в Школе здоровья является доступность обачения, предполагающая формирование всех знаний и умений на доступном для ученика уровне. Но это вовсе не означает, что обучение должно быть легким. Без преодоления посильных для учащихся трудностей ни изучение истории, ни развитие мышления не могут быть достаточно эффективными.

Обеспечение доступности исторического материала тем более необходимо, что уже в средних классах приходится употреблять очень сложные философские понятия. Мириться с тем, что учащиеся оперируют этими понятиями формально, нельзя. Нужно найти понятную школьникам формулу их разъяснения.

Нельзя допускать, чтобы в ходе разъяснения какого—либо способа учебно—познавательной деятельности употреблялись непонятные учащимися термины, в результате чего одно неизвестное объясняется с помощью другого неизвестного. Чтобы учебный материал сделать для школьников более доступным, его включение должно осуществляться постепенно.

Ценным дидактическим средством изучения истории, которое обеспечивает доступность обучения, являются памятки — инструктивные предписания, помогающие осуществить мыслительные, учебные операции. Все памятки должны быть как можно более краткими и состоять из уже известных учащимся терминов.