Изучение истории как гуманитарной дисциплины

Страницы работы

Содержание работы

Наиболее общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащимся на основе? знания прошлого и умения ориентироваться в достижениях мировой культуры. Важнейшая задача исторического образования — обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно - ориентированной личности.

Изучение героического прошлого народов нашей страны играет большую роль в сохранении нравственного здоровья ребенка, в воспитании чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к талантам русского народа. Важно формировать глубокое осознание неразрывности с Отечеством, его культурой, народом, а также стремление к всеобщему миру, неприятие войн и других социальных потрясений.

Изучение истории как гуманитарной дисциплины направлено не только на развитие разума. Благодаря тому, что объектом изучения этой науки предстает сам человек и человеческое общество, история воздействует на юную душу, формирует личность, обладающую нравственными качествами, способную к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

История,  как    и    другие    школьные  предметы,    реализует  идеи  Школы здоровья  прежде  всего  за  счет  изменений  в  содержании  образования.

История знает немало примеров, доказывающих, что для успешной работы нужны не только глубокие и разносторонние знания, но и здоровье, умение организовать своё время. Многие выдающиеся люди (например, И.П.Павлов, Л.Н.Толстой) умели распределять своё время, чередовать умственную работу с физической, труд с отдыхом. Они строго придерживались установленного, определенного режима дня.

В содержании исторического образования не последнее место занимают медицинские познания и гигиенические традиции общества. От психического и физического здоровья людей в какой-то мере зависят и демографические процессы и некоторые особенности хозяйственной деятельности людей (например, производительность труда), интенсивность миграций и исход военных конфликтов и многое другое.

На уроках показывается большая роль эпидемий и пандемий в истории человечества. Во время так называемой Юстиниановой чумы У1в. в Средиземноморье умерли примерно 1GO млн. человек. Пандемия чумы в Х1Ув. ("Черная смерть") за несколько лет унесла, по некоторым оценкам, до 50 млн.жизней. В XYII-XYIIIB.B. были обычны эпидемии оспы; в Х1Хв. от холеры в России умерло более 1984 тыс. человек.

Учащиеся  узнают,     что  инфекционные  болезни  сопровождали    войны    и оказывали  влияние    на    ход  военных  действий   (число  умерших  от  болезней превышало  количество  убитых  в  боях).     Эпидемии  тифа  и    чумы    создавали немало  серьёзных  проблем  во  время  азовских  походов  Петра  I,     чума  была бичом  наполеоновской  армии  во  время  египетского    похода,     а    тиф    —    в 1812г.  В  годы  Крымской  войны  англо-французские  войска  понесли  от    тифа и    холеры  большие  потери,    чем  в  результате  боевых  действий.     В  1914г. тифом  болел  каждый  второй  житель  Сербии,    во  время  гражданской  войны  в России  от  этой -болезни  пострадали,  по  разным  оценкам,  от  15  до  25  млн. человек.

От инфекционных болезней порой вымирали целые народы и этнические группы. Так, оспа способствовала исчезновению камчадалов, некоторых других малочисленных этносов Сибири, а также Северной Америки.

О подобных фактах необходимо говорить на уроках. В старших классах может оказаться полезным материал, связанный с практическим здравоохранением и историей медицинской науки. Так, на уроках, посвященных Крымской войне и российской культуре Х1Хв., уместно рассказать о деятельности Н.И.Пирогова. В рамках курса новой истории надо найти время для упоминания об Институте Пастера в Париже, об изысканиях Р.Коха. Повествуя об усилиях ученых, распространявших гигиенические знания в разных странах, можно наглядно проиллюстрировать тезис о нравственности научной деятельности.

Имеет смысл обратить внимание учащихся на борьбу с заразными болезнями в XIX—ХХ в.в. Успехи в этой борьбе серьёзно повлияли на становление образа жизни как в разных странах Европы и Северной Америки, так и в других регионах мира.

Уже в 5 классе общеобразовательной школы учащиеся в состоянии усвоить сведения о гигиенических и медицинских познаниях жителей Древнего Востока и античных стран.

В Древнем Египте медицинской службой руководили жрецы, храмы содержали лекарей. Врачи сопровождали войска; во время строительства пирамид изолировали больных рабов. В Египте неплохо знали анатомию; центральным органом человеческого тела считали мозг. Много внимания уделялось гигиене, требованиям мыть тело, менять грязную одежду, соблюдать умеренность в еде.

В Вавилоне умели лечить катаракту, делали операции на глазах. Как лекарства использовали растения, а также масло, молоко, воду, соль, нефть. В городах Месопотамии функционировали водопроводы, канализация.

Похожие материалы

Информация о работе