Изучение истории как гуманитарной дисциплины, страница 4

Содержательным стержнем курса "Тулаведение" становится истори— ко-культурологический принцип отбора материала, на основе которого происходит  интеграция  знаний  учащихся,  включающих  s  себя  изучение  территории  города,    достопримечательностей,    выдающихся  явлений  культуры, науки,  искусства,   традиций.

Одним из важнейших путей сохранения здоровья ребенка средствами истории является приближение содержания предмета к личности ребенка, предоставление возможности школьнику пропустить историю как бы через себя. Настоящее воспитание историей заключается в наличии возможности самовоспитания, которое состоит в "примеривании на себя исторических костюмов, масок, ситуаций". Необходимо опираться на конкретную, понятную ребенку жизненную почву и "пропитать" его атмосферой историзма.

Взгляд  ребенка  и  его  близких,    обращенный    на    семейное    прошлое, позволяет  найти  точки  сопряжения  между  глобальной  историей  и  собственной  историей  школьника.   Специально  организованная  работа  по  личностной идентификации  семейной    истории  и  истории  Отечества  позволяет  учащимся почувствовать  себя,  своих  предков  в  мире  истории,  приблизить теоретические  постулаты  учебников  к  личному  "Я".    Виды  такой работы:   составление  родословной  своей  семьи,   летописи  семьи,  определение  происхождения  фамилии,  создание  герба  своего  рода  и  др.

Уроки истории в Школе здоровья направляются на внутренний мир ученика, его личностное отношение к прошлому, настоящему, формирование собственной позиции и системы ценностей. Это уроки самоопределения и самореализации. Например, на уроке "В чем истинная мудрость князя?" (Киевские князья периода расцвета государства) учитель ставит задачу от первичных эмоциональных представлений о жизни и деятельности первых Рюриковичей (IX—Х1вв.) подвести школьников к взвешенным аргументированным убеждениям в необходимости правителям государства обладать положительными моральными и положительными личностными качествами. Очевидно, что такие уроки должны завершать тематический блок, подводя итоги изучения новой темы на личностно ориентированном уровне.

В здоровьесохраняющем обучении информация - это не сообщение отдельных фактов. Учитель создает ситуацию, которая находится в координатах жизнедеятельности ребенка. Например, при изучении темы "Русско-турецкие войны XYIIIB." учащимся предлагается разыграть диалог двух русских купцов либо купца и дворянина, раскрывающий интересы этих слоев общества на юге. Таким образом, ребята подходят к пониманию смысла внешней политики Екатерины II.

На уроках граждановедения и обществознания учащиеся пищут сочинения "Если бы я был министром здравоохранения", "Если бы я был директором школы", "Здоровье дороже золота" (В.Шекспир), дискутируют на темы: "Модные виды спорта и здоровье", "Можно ли запретить потреблять алкоголь", "Нельзя лечить тело, не леча душу" (Сократ), "Здоровье доступно каждому", выступают с сообщениями "Алкоголь - поставщик людей для тюрем" и др.

Другими словами, только описательный стиль неуместен при изучении истории. Школьникам нужно дать возможность сравнивать мысли и дела предков со своими представлении о происходившем, самим строить догадки и  проверять  их,    постепенно  переходя  от  простого  собирания  фактов  к  их сопоставлению и в конечном счете - к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.

С этой целью на уроках применяется деятельностный подход, предполагающий:

—  решение  нравственных  проблем  на  базе  исторического  материала;

—  установление  исторических  параллелей;

—  обсуждение  проблем  на  базе  исторического  материала;

—  разыгрывание  сценок  и  т.д.

Урок строится так, чтобы способствовать совершенствованию и развитию индивидуальных способностей учащихся. Это достигается благодаря активному внедрению диалогических форм общения учеников и учителя. Диалог - это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблем. Ответы школьников при этом являются не повторением текста учебника, а отстаиванием собственных взглядов. При этом у детей развиваются аналитические, синтетические оценочные навыки.