Изучение истории как гуманитарной дисциплины, страница 2

Учитель рассказывает, например, о том, что в Индии уже во времена цивилизации Мохенджо-Даро были системы стока и очистки нечистот, водопровод, бани.

В древнекитайских трактатах XI-Ув.в. до н.э. встречались советы заниматься гимнастикой для укрепления здоровья, регулярно обмывать тело.

В древней Греции наиболее известным врачом был Гиппократ; он оставил описание многих болезней, разработал систему этических требований к врачевателям.

В старших классах большое внимание стоит уделить проблемам воздействия медицины на социальную жизнь, на этические, правовые и религиозные воззрения людей и общества в целом.

В учебный материал могут быть включены сведения из истории курения, которое стало распространяться в Европе лишь с ХУ1в., вскоре после открытия Америки. В первое время оно считалось... лекарственным средством.

Содержанием истории как предмета может стать информация о развитии спорта и туризма, которая позволяет формировать интерес к укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию организма. Например, с давних пор известны в нашей стране коньки. На старинных русских гравюрах нередко можно видеть изображения людей, катающихся на коньках. Детям интересно узнать, что первые коньки делались из кости и дерева. Катались на них с помошью палок с острыми каменными наконечниками. Во времена Петра I встречались деревянные коньки, которым русские умельцы придавали форму маленькой ладьи с высоким носком в виде конской головы. Существует предположение, что отсюда и пошло название "коньки".

Изучая памятники материальной культуры, дети узнают, что человек давно пользовался и лыжами. Лыжный спорт, значение которого неоценимо в укреплении здоровья человека, зародился в России в 90-е гг. Х1Хв. А первый в мире велосипед построил русский крепостной крестьянин, житель уральского села Верхотурье Артамонов. На этой удивительной по тем временам машине он в 18О1г. приехал в Москву и вернулся обратно на Урал. Только в 1855г. во Франции был построен педальный двухколесный велосипед с огромным передним колесом и рулем. Первые состязания велосипедистов в нашей стране были проведены в 1883г. в Москве.

На уроках устанавливается связь между внутренней политикой государства и уровнем жизни населения, здоровьем, развитием спорта. Например, указывается, что в 70-е гг. в нашей стране уделялось большое внимание развитию спорта. Была создана развернутая сеть спортивных школ, кружков, секций. Высоки были спортивные результаты, особенно в зимних видах спорта. Советская сборная по хоккею с шайбой успешно выступала на международных соревнованиях, лыжники и конькобежцы побеждали на Олимпийских играх, известная фигуристка И.Роднина была 10—кратной чемпионкой мира и Олимпийских игр.

При изучении истории зарубежных стран у учителя есть возможность познакомить детей с местом возникновения различных видов спорта или спортивных игр. Например, родина футбола — Англия. Английский футбол не был сначала похож на современный. В него играли на улице или на городской площади. Противника разрешалось сбить подножкой, игра нередко завершалась дракой, увечьями, а иногда и смертью. Лети узнают, что свою историю имеет теннис. Еще в XIII—Х1Увв. игра в маленький мяч была широко распространена в Австрии, Италии и Франции. Тогда играли в мяч не ракеткой, а ладонью. Ракеткой стали играть лишь в ХУ1в.

Одной из тенденций развития граждановедения и обществознания в Школе здоровья является стремление ко все более полному раскрытию "человеческой" составляющей.

Курс "Граждановедение"(рекомендуется программа Я.В.Соколова) предполагает введение таких тем, как "Забота о здоровье", "Что мешает укреплению здоровья?" и др. Эти уроки приводят к выводу, что здоровье — одна из важнейших общечеловеческих ценностей; показывают пути к здоровью. Дети убеждаются, что счастье и здоровье в руках каждого человека, что необходимо быть активными, давать физическую нагрузку своему организму, заниматься закаливанием, преодолевать лень.

Решению этих задач помогают, например, следующие задания, предлагаемые учащимся: "Какие качества способствуют укреплению здоровья, а какие мешают? Выделите особо те качества, которые могут и помогать, и мешать, но объясните, почему: