Консультирование персонала организации. Отношения «консультант - клиент», страница 7

Имитационная игра - исследование управленческой системы или частной проблемы через эксперимент с её моделью; при этом имитируются взаимодействия элементов системы или способы и последствия решения проблемы. При проведении имитационной игры клиент имеет дело не с реальной ситуацией, а с её моделью (копией). В некоторых случаях (например, для закрепления навыков у клиента или для наработок программ действий в будущем) консультант (игротехник) может сам предложить (смоделировать) проблему, кризисную ситуацию и т.п.

В ходе имитационной игры клиент, в предложенной консультантом ситуации, принимает решения для ее преодоления, имитирует выполнение задания и его результаты; консультант вносит коррективы (в ситуацию, решения или результаты) и цикл повторяется. В результате появляется возможность увидеть долгосрочные последствия принимаемых по возникшей проблеме решений. В конце игры консультант совместно с клиентом проводит анализ удачных и неудачных действий, даёт оценку участникам игры, обобщает информационную ситуацию по проблеме и выделяет наиболее существенные причинно-следственные связи.

Инновационная или открытая игра проводиться не с моделью (как в случае с имитационной игрой), а с реальной проблемой. Эта игра носит репрезентационный, а не имитационный характер: воспроизводиться реальная ситуация, реальные особенности и условия деятельности. Инновационная игра ориентирована на выработку новых, нестандартных подходов к решению проблемы и получению ранее не существовавших результатов:

•   новая информация (идеи, программы, проекты),

•   новая группа (команда специалистов),

• новый человек (человек с новыми идеями и возможностями) [1].

5. Отношения «консультант - клиент»

В процессе консультирования консультант решает двуединую задачу, содержание которой описывается технической и человеческой стороной: техническая заключается в характере решаемой проблемы, путях её анализа и преодоления (здесь консультант выступает в роли менеджера); человеческая - система взаимоотношений консультанта с клиентом (здесь консультант выступает как педагог и психолог).

Отношения между клиентом и консультантом являются одним из важнейших факторов влияния на общий ход и конечный успех консультации (консалтинговой сессии). Это объясняется тем, что управленческое консультирование относится к разряду весьма специфических работ; оно не похоже на массовое, поточное производство. Консультант имеет дело с конкретным объектом, с конкретной проблемой, перед консультантом стоит клиент-личность.

К факторам, влияющим на формирование системы отношений «консультант - клиент», в первую очередь, следует отнести:

• статус консультанта (внешний/внутренний, временный/постоянный);

•   условия первой встречи (консультант сам предложил услуги или его специально пригласили);

• значимость возникшей проблемы для клиента;

•  формы и методы консультирования;

• личные характеристики консультанта и клиента.

Основные требования к клиенту:

-  доверять консультанту (не скрывать своих слабых сторон);

- быть заинтересованным в эффективности консультации;

- иметь потенциал для внедрения рекомендации;

- видеть в консалтинге не ремонт, а капиталовложение;

- соблюдать договорные отношения.

Основные требования к консультанту:

-   уметь поставить себя на место клиента;

-   уметь слушать и задавать вопросы;

-   искренность и терпимость;

-    простота в общении.

Система отношений «консультант - клиент» имеет под собой двоякую основу. Во-первых, консультант необходим клиенту как средство решения своей проблемы, а клиент нужен консультанту как работодатель, который платит за Работу и позволяет приложить знания и умения консультанта на практике; во-вторых, единственный мотив клиента прибегнуть к услугам консультанта по управлению - это желание быстро и качественно воздействовать на процесс управления в кризисной ситуации. Эта основа на практике может реализовываться в различных поведенческих стратегиях:

•   Автономизм: консультант и клиент после заключения контракта работают независимо друг от друга; консультант проводит своё исследование в своеобразном вакууме, а затем его результаты внедряет на практике.