Консультирование персонала организации. Отношения «консультант - клиент», страница 3

Эмоциональная независимость — консультант сохраняет свою эмоциональную свободу, не привязываясь к клиенту и не привязывая его к себе, оставляя клиенту свободу принимать решения, а себе — свободу видеть, что объективно происходит [3].


2. Консультант

Консультант по управлению выступает как посредник между проблемой клиента и передовым опытом современного менеджмента.

Опыт консультанта составляют научный базис (теоретические знания) и практические навыки (опыт решения конкретных управленческих проблем).

Научный базис консультанта, помимо теории управления, желательно должен включать следующие дисциплины: социологию управления и организации, психологию управления, хозяйственный анализ, право, прикладную социологию. Для обеспечения своего научного потенциала консультант должен постоянно целенаправленно знакомиться с новинками теории и практики управления, квалифицированно их оценивать и создавать условия для их внедрения в собственную практику.

Специфику и содержание работы консультанта определяет то, что консультант является как бы переводчиком научного знания в сферу конкретных практических действий по решению реальной управленческой проблемы. Главная ценность консультанта заключается в умении материализовать знание относительно возникшей проблемы.

Полный цикл работы консультанта включает:

1.  Оценку и анализ конкретной проблемы, по поводу которой к нему обращается клиент.

2.  Выработку общих или конкретных рекомендаций по решению проблемы.

3   Внедрение рекомендаций (с согласия клиента) на практике.

При возникновении проблемы в системе управления руководитель может обратиться кпомощи консультантов следующих видов:

1. Консультант-исследователь - специалист, владеющий методикой научного исследования в какой-либо сфере деятельности клиента. Его задача - провести конкретное научное исследование возникшей проблемы: установить ее причины, масштабы, тенденции и перспективы ее развития. Консультант-исследователь не дает рекомендаций по решению проблемы, он дает общую картину текущей ситуации, ставит научный диагноз проблемы. Услуги подобного вида консультантов наиболее ценны при анализе состояния ситуации и при обобщении прошлого опыта.

Срок работы консультанта-исследователя наиболее длительный по сравнению с другими видами консультантов. Специфика его работы заключается в теоретическом уровне анализа и слабом вниканием в специфику сферы деятельности клиента.

Консультант-исследователь сам может предлагать свои услуги клиенту, а не ждать заказа.

2. Эксперт - специалист в узкой сфере знания, специалист-эмпирик, практик. В отличие от консультанта-исследователя, эксперта приглашают по поводу немасштабных, очень конкретных проблем. Узкая специализация эксперта может быть крайне полезна при диагностике узкого спектра деятельности клиента. Рекомендации эксперта всегда следует соотносить с потребностями всей организации (системы), т.к. этот вид консультантов в своей работе ограничен рамками собственной специализации и может упустить из виду те аспекты деятельности клиента, которые лежат за её пределами.

Эксперт чаще всего выступает в следующих ролях:

-  советник: после анализа ситуации дает рекомендации по ее улучшению;

-  учитель: осуществляет обучение (повышение квалификации) клиента;

-  контролер - ревизор из вышестоящих или контролирующих структур (рекомендаций не дает);

-  арбитр: привлекается как эксперт в спорных ситуациях.

3. Собственно консультант по управлению - специалист, совмещающий теоретическую подготовку исследователя и практические умения эксперта. Такой специалист призван давать как научную оценку ситуации, так и рекомендации в области теории и практики управления. В отличие от эксперта, консультант по управлению должен распространять свою рекомендацию на всю организацию (систему) клиента.

Конечным результатом работы консультанта по управлению должно быть не обобщенное исследование управленческой проблемы клиента, не рекомендация узкого характера, а улучшение существующей ситуации в управлении посредством рекомендации, которая должна быть конкретной, по возможности краткой, простой для понимания и реальной для выполнения.