Консультирование персонала организации. Отношения «консультант - клиент», страница 5

2. Этап диагностики предполагает сбор информации (обнаружение фактов), полный анализ и оценку возникшей управленческой проблемы. Диагностика призвана дать полную картину проблемы, возможностей клиента по ее преодолению и предварительных путей реализации будущей рекомендации консультанта. На этом этапе консультант преследует две основные цели: во-первых, полное познание проблемы, преломление её через свой теоретический и практический опыт, выработку для себя обоснованной убеждённости в возможностях её решения и, во-вторых, помощь клиенту в осознании управляемости и решаемости возникшей проблемы (т.е. консультант призван помочь клиенту переосмыслить сложившуюся ситуацию, ее природу, значение и перспективы).

Следует помнить, что различные сферы управления и различные проблемы диагностируются различными методами (обычно диагностика проводится группой консультантов широкого профиля).

Можно выделить несколько видов диагностики: По этапу: предварительная диагностика (задача - уяснить проблему, выявить слабые и сильные стороны объекта, составить программу решения проблемы) и текущая (контрольная, дополнительная или уточняющая диагностика).

• По масштабу: общая диагностика (диагностика всего объекта, комплексная) и специальная (детальная диагностика «узких мест», проблемных полей объекта).

3.Этап выработки рекомендаций - это этап принятия окончательного решения по методам и технике решения возникшей у клиента управленческой проблемы. Разработка рекомендации основана на выявлении причинно-следственных связей «фактор в прошлом - проблема сейчас», знание о которых дает возможность изменить положение дел в лучшую сторону. Цель этапа - принять решение, которое, во-первых, устраивает клиента и, во-вторых, решает проблему как сейчас, так, и по возможности, в перспективе.

При разработке рекомендации может участвовать как только консультант (группа консультантов или узкопрофильный специалист), так и консультант и клиент вместе.

Стратегия разработки рекомендации: 1. Устранение «узких мест» (рекомендация направлена на немедленное решение немасштабных проблем); 2. Идеальное моделирование, когда за постконсультационное состояние берется некая идеальная модель - совершенная система - под которую следует подогнать весь данный объект (эта стратегия используется в рамках крупных консалтинговых проектов).

Методы разработки рекомендации подобны методам принятия управленческих решений: мозговой штурм, деловая игра, метод Делфи и т.п.

Заключительная стадия этого этапа - оформление и предоставление клиенту рекомендации. Рекомендация должна сводиться к четкому и краткому совету по решению данной проблемы; рекомендация не должна походить на объёмный отчёт о научном исследовании, она должна быть инструкцией по улучшению работы клиента. В принципе, именно за рекомендацию и получает консультант деньги от клиента, плату за свою работу.

4. Этап внедрения рекомендации - конечная цель консультирования, задача которого сводится к обучению клиента в будущем самостоятельно разрешать ситуации, подобные данной проблеме.

Цели этого этапа - решить управленческую проблему выбранным способом и дать клиенту возможность закрепить умения по её решению.

Давая свое согласие на участие во внедрении рекомендации, консультант должен убедиться в готовности и возможности клиента к такому внедрению.

Функции консультанта на этом этапе оговариваются в контракте и могут состоять в:

1) общем руководстве внедрением рекомендации.

2) обучении персонала.

3) корректировке содержания рекомендации по ходу её внедрения на практике.

4) контроле и оценке хода и результатов внедрения рекомендации.

В содержание этапа внедрения рекомендации входит также конечная оценка результатов консультирования и расчёт по обязательствам (полное выполнение контракта).

Информационное обеспечение консультации зависит от специфики объекта, типа консультанта, схемы консультирования и др. Информационное обеспечение консультирования формируется самим консультантом для получения необходимых и дополнительных данных о проблеме, объекте и самом клиенте.