Консультирование персонала организации. Отношения «консультант - клиент», страница 4

Статус (тип) консультанта по управлению:

1. Внешний консультант - это консультант, приглашенный со стороны. Внешний консультант не зависит от организации клиента, не связан её ценностями и правилами, не подчинён её руководству. Потенциал внешнего консультанта включает опыт работы и с другими клиентами, но не полное знание специфики объекта может привести к общему характеру рекомендаций.

Внутренний консультант - работник организации клиента. Преимуществом внутреннего консультанта выступает знание специфики организации (объекта консультирования), её проблем и возможностей; такому консультант; легче общаться с сотрудниками организации клиента Внутреннему консультанту не надо платить отдельно в его услуги. Внутренний консультант - это, чаще всего, совещательная консультативная группа из представителей основных подразделений организации при руководстве эта группа может быть постоянной (консультирование процесса) или временной (разрешение одноразовых, спонтанных проблем). В компетенцию таких групп обычно входят вопросы координации действий подразделений организации, решение сложных или непопулярныхвопросов.

К недостаткам внутреннего консультанта следует отнести, во-первых, зависимость от руководства организации и во-вторых, ангажированность ценностями организации.

2.  Временный консультант - специалист, для которого консалтинг является временным, непостоянным занятием Консультирование для него - дополнительный заработок Обычно временными консультантами выступают ученые практикующие менеджеры и т.п.

Постоянный консультант - специалист, для которого консультирование является основной работой; это сотрудник консалтинговой фирмы.

3. Консультант одиночка - узкопрофильный специалист работает самостоятельно.

Коллектив консультантов - группа специалистов с различной специализацией, работающих над проблемой комплексным методом [1].  

3. Процесс консультирования

Процесс консультирования (консультация) - совместная деятельность консультанта и клиента по разрешению возникшей управленческой проблемы.

Консультирование как процесс обладает несколькими общими характеристиками:

1) системой отношений «консультант - клиент»;

2) технологией (формы и методы консультирования);

3) спецификой объекта (задачи, структура, персонал, ресурсы организации, сфера деятельности и т.п.);

4) характером возникшей проблемы (ее сложность, масштабы, значимость для клиента);

5) консультантом (квалификация, опыт, тип);

6) видом консультации: прямая консультация (собственно консультация: вопрос - ответ, деловая игра) или косвенная консультация (собеседование в свободной форме для выявления точки зрения клиента на решение проблемы, подведение его к самостоятельному решению);

7) результатом (оценка эффективностиконсультирования).

Структурировать процесс консультирования можно различным образов, но наиболее часто встречающийся вариант описывает следующие четыре этапа консультации.

1. Предварительный этап включает в себя первый контакт с клиентом (клиент обращается за помощью (сам или через посредников-рекомендателей) или консультант сам предлагает свои услуги), предварительное знакомство с возникшей проблемой и возможностями клиента по её устранению (обычно, со слов клиента). После этого в общих чертах планируется задание и составляется контракт. В сложных ситуациях, когда окончательное формулирование задания может быть завершено только после более детального изучения проблемы, что влечёт за собой ощутимое израсходование временного и интеллектуального ресурса консультанта, разработка задания происходит после заключения контракта как первый этап его выполнения. В контракте обязательно следует оговорить условия завершения консультирования и право клиента отказаться от консультанта на любом этапе консультирования.

На этом этапе профессиональный консультант должен:

- составить общее представление о проблеме; помочь клиенту осознать проблему; сформировать выгодные, партнерские взаимоотношения с клиентом, для чего необходимо показать свою искренность, заинтересованность в решении проблемы и компетентность (факторы, которые играют при этом немаловажную роль: соответствующая внешность, манера держаться, достаточно продолжительный визуальный контакт, язык общения).