Консультирование персонала организации. Отношения «консультант - клиент», страница 2

В процессе работы необходимо крайне внимательно отслеживать нюансы динамики отношений. Для консультанта это стержневой момент: только при наличии достаточной мотивации можно рассчитывать на серьезное творческое участие заказчика в решении его собственных проблем. К сожалению, типично обратное: потребительское отношение, когда заказчик ждет от консультанта некоего магического рецепта, который поможет решить все проблемы без особых усилий с его стороны. Если консультант допустит такую позицию заказчика, то очень быстро окажется в положении виноватого, поскольку взвалит на себя ответственность за то, за что он отвечать не может по сути их отношений [3].

Вторую особенность консультирования: консультант не отвечает за выполнение задачи. Он в принципе, не должен и не может ее выполнить — он только «гость», он не работник фирмы, не начальник и не хозяин. Заказ-' чик на уровне сознания все это понимает, но часто неосознанно стремится переложить моменты, имеющие скорее отношение к исполнению, на консультанта и таким образом относить неудачные результаты внедрения на счет консультанта, снимая с себя всякую ответственность.   И если консультанту очень хочется увидеть воплощение своих рекомендаций, то он легко может попасть в эту непреднамеренную ловушку.   Мы отмечаем это потому, что подобные моменты часты в консультировании. Довольно традиционным является понимание консультирования как помощи специалистов в выявлении проблемы, сборе необходимой информации, анализе проблемы, синтезе, как условии поиска возможных решений, разработке предложений, общении с людьми для понимания их позиций и особенностей видения ситуации, планировании изменений; видении возможного сопротивления изменениям, планировании способов его преодоления, передаче его опыта [2].

Преимущество консультанта в том, что он наблюдает жизнь различных фирм в различные периоды их развития и в различных обстоятельствах. Поэтому консультант может видеть такие моменты функционирования организации, которые практически не видны ее сотрудникам, поскольку они ко многим фактам настолько привыкли, что не в состоянии их выделить и заметить. Не менее важно и то, что многие годы труда в определенной обстановке закрепляют уверенность в оптимальности существующего стиля работы, а другие варианты вызывают неприятие и сопротивление. Консультант лишен этой инерционности, он видит разные стили и возможности решать одну и ту же задачу, его видение более свободно. Настоящей проблемой для него является передача этого ощущения свободы, веера возможностей при работе с консультируемым. Результаты работы могут представляться в виде рекомендаций или советов. Тут важно все: что советовать, кому, каким образом, когда и в какой момент. Такая форма, как содействие исполнению, наиболее близка к участию и требует большой осторожности.

Свобода консультанта — важнейший фактор эффективности его усилий. Его независимость — тот фундамент, который позволяет ему и видеть, и действовать продуктивно. Но заказчик часто неосознанно (а иногда и вполне сознательно) старается как-то «привязать» консультанта, поставить его в зависимость от фирмы или от себя.   Это особенно видно в фирмах, имеющих   малый консультационный опыт, к каковым в большинстве своем    относятся наши фирмы. Научиться ценить свободу консультанта в процессе его работы в фирме и действительно ее обеспечивать совсем не простая задача. Важность этого обстоятельства подчеркивается разработанностью аспектов обеспечения независимости консультанта, среди которых выделяют следующие.

Финансовая независимость — обеспечение размеров и надежной процедуры оплаты.   Консультанту безразлично, что и как будет закупать клиент, а также должны быть безразличны для текущей работы перспективы возобновления работы с клиентом. 

Административная независимость — консультант не подчиняется клиенту и любым его административным решениям.   Это непросто, но осуществимо.

Политическая независимость — консультант не может подвергаться никакому косвенному давлению с целью направлять его деятельность.   Это наиболее трудно выполнимое условие, особенно в наших обстоятельствах.