Консультирование персонала организации. Отношения «консультант - клиент», страница 6

Структурно информационное обеспечение консультирования включает информацию, её источник, методы работы с информацией. Информация может быть структурной и оперативной, докризисной и посткризисной, первичной (собственные исследования консультанта) и вторичной, официальной и неофициальной, Источники информации: клиент (менеджер, руководитель), персонал, документы, сама ситуация. Методы работы с информацией зависят от возможностей консультанта и могут быть математическими, социологическими, психологическими и т.п.

Информационное обеспечение консультирования зависит от качества и уровня поставленных задач (которые определяются возникшей у клиента проблемой), решаемых консультантом:

•   Задача на исправление (немедленное исправление ухудшающейся ситуации предполагает получение оперативной и точной информации).

•  Задача на усовершенствование (улучшение сложившейся ситуации требует наиболее полного информирования о всех аспектах объекта).

• Задача на создание (создание совершенно новой ситуации обычно решается при минимуме исходной информации) [1].


4. Методы и формы консультирования

Методы управленческого консультирования - это способы и процедуры проведения консалтинга. Некоторые специалисты говорят о специальных (специфических) методах консультирования, другие - отрицают их наличие и своеобразие, третьи - сводят их к психотехнологиям, четвертые - к некоторым конкретным методам работы менеджера.

Как бы там ни было, можно считать целесообразным охарактеризовать методы консалтинга по их технологическим аспектам:

•  Консультирование проекта: консультант ставит диагноз и дает рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. составляет проект модернизации объекта, но не участвует во внедрении рекомендаций.

•  Консультирование процесса: диагностика проводится совместно с клиентом, что предполагает обучение клиента методам диагностики и решения проблемных ситуаций, участие консультанта во внедрении рекомендаций. К консультированию процесса привлекается не узкий специалист, а консультант широкого профиля, т.к. в этой ситуации решаются комплексные и масштабные проблемы на уровне организации в целом.

•  Экспертное консультирование: в роли консультанта выступает эксперт, который сразу отвечает на вопросы клиента без проведения предварительных исследований. Экспертное консультирование чаще всего применяется на уровне центральных органов управления.

«Рефлексивный метод»: его суть заключается в том, что консультант на основе диагностики даёт клиенту только описание сложившейся ситуации, обрисовывает картину его действительности.

Моделирование и прогнозирование предполагает работу консультанта с идеализированными моделями [2].

Формы управленческого консультирования можно рассматривать как технологии осуществления консультации, общения консультанта и клиента. К наиболее популярным формам консалтинга следует отнести следующие:

1.  Семинары по конкретным проблемам, в рамках которых клиент и консультант выступают как равные стороны при обсуждении конкретных управленческих ситуаций.

2. Обучение персонала новым знаниям.

3. Социально-психологический тренинг - это организация внутригруппового взаимодействия, выстраивание наиболее эффективной системы межличностных и деловых отношений в группе. Тренинг призван развить общительность субъекта, его умения продуктивно работать в группе, способности анализировать своё и чужое поведение.

4. Деловые игры представляют собой моделирование конкурентной ситуации при решении конкретной проблемы. Деловые игры могут применяться для поиска оптимального способа решения проблемы; -   тестирования управленческих кадров; обучения менеджеров и руководителей.

В ходе консультирования применимы две формы деловых игр - имитационная игра и инновационная игра.