ЭВМ для управления в реальном времени (Глава 13 книги "Роботы и автоматизация производства"), страница 4

На рис. 13.4 представлена схема, иллюстрирующая режим контроля с диалоговой поддержкой технологического процесса в реальном времени с помощью управляющей ЭВМ. Следует отметить, что в этом случае оператором не используются руководства по эксплуатации. Возможно, что наиболее существенным преимуществом контроля с диалоговой поддержкой по сравнению с контролем без диалоговой поддержки является хранение руководств по эксплуатации в кодированном виде в памяти ЭВМ. При этом исключается необходимость использования оператором руководства по эксплуатации, представляемого в печатном виде. Руководства, представляемые в печатном виде, вполне пригодны

Рис. 13.4

Контроль технологического процесса с помощью ЭВМ в реальном времени с диалоговой поддержкой:

1 — пульт управления; 2 — технологический процесс; 3 — распечатка контрольных данных; 4 — печатающее устройство; 5 — ЭВМ, функционирующая в реальном времени в качестве документации. Однако при работе руководства в таком виде, как правило, не позволяют достаточно быстро находить соответствующие инструкции. Обычно операторы вынуждены запоминать существенные выдержки для управления технологическим процессом, в противном случае они лишаются возможности достаточно быстрого вмешательства в процесс с целью коррекции технологических параметров при возникновении соответствующих условий. Например, нельзя допустить неопытного оператора к управлению краном с использованием руководства по эксплуатации для решения возникающих проблем без предварительного прохождения курса обучения. Таким образом, хотя руководства по эксплуатации при использовании концепции контроля в реальном времени с диалоговой поддержкой хранятся в памяти ЭВМ и доступны для оператора, тем не менее эти руководства могут не использоваться в повседневной работе, в то время как от обслуживающего персонала в этом случае не требуется большого опыта и квалификации технолога. Это является существенным преимуществом при использовании концепции в реальном времени с диалоговой поддержкой.


Рис. 13.5

Управление технологическим процессом от ЭВМ с обратной связью:

1 — ЭВМ, функционирующая в реальном времени; 2 — технологический процесс; 3 — печатающее устройство

Управление с обратной связью. Высший уровень автоматизации производства с помощью ЭВМ в реальном масштабе времени соответствует управлению с обратной связью (рис. 13.5). Следует обратить внимание на то, что на этом рисунке сидящий оператор не принимает участия в управлении замкнутым технологическим процессом. Все коррекции технологических параметров в этом случае выполняются с помощью обратной связи. Оператор может оставаться на своем месте для устранения нештатных и непредвиденных ситуаций, поскольку полная автоматизация технологического процесса с учетом исключения влияния любых помех, которые могут возникать в процессе работы, достигается лишь в редких случаях.

Для каждой функции управления технологическим процессом от ЭВМ могут быть применены аналогии действий оператора. Функция контроля технологического процесса может быть сравнима с действиями специалиста или научного сотрудника, который занимается сбором данных. Функция контроля в реальном времени с диалоговой поддержкой аналогична роли консультанта из числа вспомогательного персонала. Такой консультант может давать советы и выдавать рекомендации обслуживающему персоналу, не располагая, однако, правом непосредственного вмешательства в производственный процесс. Функцию замкнутого управления можно сравнить с действиями оператора, выполняющего ряд последовательных операций. Обслуживающий персонал, как и управляющая ЭВМ, вносит коррекции в управляемый технологический процесс. Теперь подробнее рассмотрим характеристики технических средств ЭВМ, предназначенных для управления технологическим процессом.

13.2. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ