Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 8

Занятие № 5. Изучение отношений рукодителя и подчинённых

Цель занятия: Определение стиля руководства группой.

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. Данная методика разработана В. З. Захаровым на основе опросника А. Л. Журавлёва и состоит из 16 групп утверждений вместо разработанных 27. Цель её создания – определение стиля руководства трудовым коллективом.

Процедура проведения исследования содержится в инструкции.

Инструкция: “Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трёх утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой  группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком “+” под соответствующей буквой.

Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведённым трём утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; –. Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов!”

Опросник имеет нижеизложенные утверждения.

1.  А). Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему.

Б). Старается всё решать вместе с подчинёнными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

В). Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2.  А). Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Б). Приказывает так, что хочется выполнить.

В). Приказывать не умеет.

3.  А). Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

Б). Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

В). Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4.  А). Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

Б). В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

В). Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5.  А). Наверно, он консервативен, так как боится нового.

Б). Инициатива подчинённых руководителем не принимается.

В). Способствует тому, чтобы подчинённые работали самостоятельно.

6.  А). На критику руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней.

Б). Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

В). Критику выслушывает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7.  А). Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

Б). Ответственность распределяет между собой и подчинёнными.

В). Руководитель единолично принимает решение или отменяет их.

8.  А). Регулярно советуется с подчинёнными, особенно с опытными работниками.

Б). Подчинённые не только советуют, но могут давать указания свему руководителю.

В). Не допускает, чтобы подчинённые ему советовали, а тем более возражали.

9.  А).Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчинёнными.

Б). Регулярно общается с подчинёнными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

В). Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчинённых.

10.  А). Всегда обращается к подчинённым вежливо, доброжелательно.

Б). В обращении с подчинёнными часто проявляет равнодушие.

В). По отношению к подчинённым бывает нетактичным и даже грубым.

11.  А). критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

Б). В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.