Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 5

Рис. 1.2 Форма бланка для изучения самооценки (по Будасси).

Интерпретация полученных результатов. Данная этап проведения исследования имеет несколько операций по преобразованию полученных данных.

Во-первых, от ранговых показателей качеств в колонке N1 попарно вычитаются ранговые показатели колонки N2. Результаты этих вычитаний фиксируется в колонке D. Затем, каждая разница возводится в квадрат и фиксируется в колонке D². Далее, суммируются по всей колонке D² квадраты разниц. Эти операции являются подготовительными для вычисления показателя R (коэффициента ранговой корреляции по Спирмену). Данный показатель исчисляется по формуле (1), где N – количество рангов; – квадрат ранговой разницы; Σ – знак суммы. Для

6 Σ D²

R = 1 – ––––––––  (1)              

  (N³ – N)

 
                                 случая, когда N = 20, формула (1) принимает более упрощённый вид, который представлен в виде формулы (2).

R = 1 – 0, 00075 · Σ D² (2).

 
 


Интерпретация полученных данных.  Ключ, который используется при интерпретации полученных данных после подсчёта по формуле (2), предложен Будасси в виде числовых интервалов значений коэффициента корреляции R, соответствующих определённому уровню самооценки (см. таб. 1.1).

Таблица 1.1

Ключ, используемый при определении уровней самооценки испытуемых (по Будасси)

Уровни самооценки

Интервалы значений R

Низкая (с тенденцие к занижению)

0, 42 – 0, 61

Адекватная

0, 62

Высокая (с тенденцией к завышению)

0, 63 – 0, 85

Неадекватно-завышенная

более 0, 85

Неадекватно-заниженная

менее 0, 42

Литература

1.  Елисеев О. П. Практикум по психологии личности – Спб: Изд-во “Питер”, 2000.

2.  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие/ В. Д. Балин и др.; Под общей  ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

3.  Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М., 1979.

Глава 2. Практические занятия по психологии межличностных отношений

Занятие № 4. Изучение взаимоотношений личности  с ближайшим социальным окружением

Цель занятия: “Изучение взаимоотношений личности в группе по методике Т. Лири.

Методика Т. Лири. Данная методика была разработана американским психологом Т. Лири. Цель создания данной методики – исследование представлений субъекта о себе, своём идеальном “Я”, своих взаимоотношений с ближайшим окружением. Всего этот опросник включает 128 оценочных суждений. Вцелом в опроснике содержится 8 субшкал (октантов). Методика применима как в групповом, так и индивидуальном варианте исследования.

Первый октант (субшкала авторитарность): лидерство – властность – деспотичность.

Второй октант (субшкала эгоистичность): уверенность в себе – самоуверенность – самовлюблённость.

Третий октант (субшкала агрессивность): требовательность – непримиримость – жестокость.

Четвёртый октант (субшкала подозрительность): скептицизм – упрямство – негативизм.

Пятый октант (субшкала подчинённость): уступчивость – кротость – пассивная подчинённость.

Шестой октант (субшкала зависимость): доверчивость – послушность –  зависимость.

Седьмой октант (субшкала дружелюбие): добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм.

Восьмой октант (субшкала альтруистичность): отзывчивость – бескорыстность – жертвенность.

Процедура проведения исследования. В связи с тем, что методика имеет очень разнообразный аспект изучения (самооценка, идеальное “Я”, оценка близких людей, оценка себя “глазами близких” – рефлексия второго уровня), экспериментатор соответственно цели исследования задаёт на каждом этапе разные по содержанию инструкции испытуемым. Текст опросника является универсальным по отношению к любому из указанных аспектов изучения и имеет такое содержание: