Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 3

терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель отдельной индивидуальности стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Процедура проведения исследования. Изучение личности по данной методике проводится как в групповом, так и индивидуальном варианте. Испытуемым предъявляется два списка (А и В) ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер согласно инструкции экспериментатора.

Инструкция: «Сейчас вам будут предложены два списка ценностей. Ваша задача – проранжировать их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Внимательно изучите каждую ценность и, выбрав ту, которая вам наиболее значима, присвойте ей первый ранг (место). Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная для вас останется последней и займёт 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените своё мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв ранг той ценности, которую вы решили для себя пере  осмыслить. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

Список А (терминальные ценности):

–  активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональность жизни);

–  жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

–  здоровье (физическое и психическое);

–  интересная работа;

–  красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

–  любовь (духовная  и физическая близость с любимым человеком);

–  наличие хороших и верных друзей;

–  общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

–  познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

–  продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

–  развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

–  развлечения (приятное, необреминительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

–  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

–  счастливая семейная жизнь;

–  счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

–  творчество (возможность творческой деятельности);

–  уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

–  аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах);

–  воспитанность (хорошие манеры);

–  высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

–  жизнерадостность (чувство юмора);

–  исполнительность (дисциплинированность);

–  независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

–  непримиримость к недостаткам в себе и других;

–  образованность (широта знаний, высокая общая культура);

–  ответственность (чувство долга, умение держать слово);

–  рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

–  самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

–  смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

–  твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями);

–  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать других их ошибки и заблуждения);

–  широта взглядов (умение понять точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

–  честность (правдивость, искренность);

–  эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

–  чуткость (заботливость).