Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 10

Попустительский компонент (пассивного невмешательства). Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчинёнными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент. Требовательность и контроль сочетается с инициативным и творческим подходом к выполненяемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

При определении стиля рукодства для каждого испытуемого в группе подсчитывается количество различных компонент, используя ключ. Затем, выявляется доминирующая картина стиля руководства группой для каждого испытуемого по количеству указанных знаков в его бланке для ответов.

Литература

1.  Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. – М.: Педагогика-пресс, 1992.

2.  Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982.

3.  Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. – Спб.: Речь, 2000.

4.  Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности / Под ред.Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. М.: “Прогресс”, 1987.

Глава 3. Практические занятия по психологии познавательных  процессов

Занятие № 6. Изучение памяти

Цель занятия: “Изучение оперативной памяти по методике “Оперативная память” “.

Методика “Оперативная память”. Данная методика используется для изучения кратковременной памяти, когда кратковременная память несёт основную функциональную нагрузку. Методика удобна как для индивидуального, так и для группового исследования и занимает мало времени – 4-5 мин.

Процедура проведения исследования содержится в инструкции, которую предлагает экспериментатор.

Испытуемым вручают специальные бланки (рис. 3.1), затем экспериментатор даёт инструкцию.

№ ряда

Сумма

1

2

3

Рис. 3.1 Форма бланка для изучения оперативной памяти.

Инструкция: “Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2, (записываются на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записыввается)”.

Если у испытуемого есть вопросы, то экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению исследования. Интервал между зачтениями рядов – 15 сек.

В качестве содержания методики используются различные числовые ряды, представленные в виде таблицы 3.1.

Таблица 3.1

Числовые ряды в поядке их зачтения

№ зачтения

Ряды чисел

1

5, 2, 7, 1, 4

2

3, 5, 4, 2, 5

3

7, 1, 4, 3, 2

4

2, 6, 2, 5, 3

5

4, 4, 6, 1, 7

6

4, 2, 3, 1, 5

7

3, 1, 5, 2, 6

8

2, 3, 6, 1, 4

9

5, 2, 6, 3, 2

10

3, 1, 5, 2, 7

Интерпретация полученных результатов. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число – 40) (см. таб. 3.2). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Таблица 3.2

Ключ для методики “Оперативная память”

№ зачтения

Суммы чисел

1

7985

2

8967

3

8575

4

8878

5

7978

6

6546

7

4678

8

5975

9

7895

10

4679