Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 11

Занятие № 7. Изучение логического мышления

Цель занятия: “Изучение логического мышления по методике “Количественные отношения” ”.

Методика “Количественные отношения”. Эта методика предназначается для оценки логического мышления. Испытуемым рпедлагается для решения 18 логических задач. Каждая из этих задач содержит две логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Основываясь на данных логических посылках, необходимо решить, в каких соотношениях находятся между собой буквы, стоящие подчертой. Для решения даётся всего 5 мин.

Процедура проведения исследования задана в описании методики.

Инструкция: “Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. Время решения задач – 5мин”.

В качестве стимульного материала для проведения исследования дано 18 логических задач.

1.  А > Б в 9 раз                                                    2. А < Б в 10 раз  

Б < В в 4 раза                                                         Б > В в 6 раз   

В  А                                                                        А  В

3. А > Б в 3 раза                                                     4. А > Б в 4 раза

Б < В в 6 раз                                                           Б < В в 3 раза

В  А                                                                         В  А

5. А < Б в 3 раза                                                     6. А > Б в 9 раз

Б > В в 7 раз                                                           Б < В в 12 раз 

А  В                                                                          В  А

7. А > Б в 6 раз                                                       8. А < Б в 3 раза

Б > В в 7 раз                                                            Б > В в 5 раз

А  В                                                                          В   А

9. А < Б в 10 раз                                                   10. А < Б в 2 раза

Б > В в 3 раза                                                          Б > В в 8 раз

В   А                                                                         А  В     

11. А < Б в раза                                                      12. А > Б в 2 раза      

Б > В в 4 раза                                                          Б < В в 5 раз 

В   А                                                                         А   В          

13. А < Б в 5 раз                                                     14. А < Б в 5 раз

Б > В в 6 раз                                                            Б > В в 2 раза  

В    А                                                                        А    В  

15. А > Б в 4 раза                                                  16. А < Б в 3 раза

Б < В в 3 раза                                                         Б > В в 3 раза   

В    А                                                                       А   В

17. А > Б в 4 раза                                                  18. А > Б в 3 раза                            

Б < В в 7 раз                                                          Б <  В в 6 раз

В   А                                                                        А  В  

Интерпретация полученных результатов. Оценка производится по количеству правильных ответов согласно ключа (см. таб. 3.3). Норма взрослого человека – 10 и более.

Таблица 3.3

Ключ для методики “Количественные отношения”