Плачущие блаженны. Печаль по Бозе - печаль во спасение, а печаль мирская - к смерти, страница 4

О чем это говорит?  О том,  что совершилось прощение, его возвращение к  жизни,  а  для него оно как будто и не совершилось, как будто его и не было.

Он не принял,  не понял,  не почувствовал. И мы это видим через его  немилосердие  к другому.  И совершенно справедливо: как мертвый,  как не способный принять оправдание, он был подвержен наказанию.  И государь "отдал его истязателям,  пока не отдаст ему всего долга". А как отдать этот долг? Никогда и никак  его не отдать.  "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца  своего  брату  своему согрешений его".  Наше прощение ближнего,  наша милость к нему свидетельствуют о степени приятия нами божественной милости.

Но до какой степени должна простираться милость к другому человеку? К кому,  на кого она может распространяться; в какой мере мы должны ее оказывать? Об этом говорит нам притча о добром самарянине (Лк. 10:30). Некий человек был ограблен и избит разбойниками.  И  вот нашелся человек,  который не прошел мимо него,  хотя двое первых прошли - священник и левит, бывшие пострадавшему единоверцами,  единоплеменниками. Они прошли мимо,  спеша на службу для более великих  дел.  А  иноплеменник, иноверец не прошел и оказал ему милость.  Он оказал ему первую помощь и мог бы оставить его,  сказав: я уже сделал доброе дело,  ты  лежи,  а я спешу.  Но он посадил его на своего осла и привез в гостиницу и там за ним ухаживал.

Казалось бы, куда больше? Но вот он уходит и дает хозяину денег и просит:  ухаживай за ним,  вот тебе деньги,  а если не хватит, то  я  вернусь  и  возмещу.  Милость  его простирается бесконечно, до конца. Это пример для всех нас.

Это милость к человеку, оказавшемуся в физических обстояниях. А вот милость к согрешившему против нас брату.  Об  этом Господь тоже   ответил  апостолу Петру  (Мф.  18:21-22): "Тогда  Петр приступил к Нему и сказал:  Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз".

В другом месте сказано,  что сколько раз обратится к тебе брат твой и скажет тебе:  каюсь, прости меня, - столько раз ты и должен его простить.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

Эта заповедь  связана  с  предыдущей.  Чистота  сердца  следствие всецелого предания себя Богу.  Самарянин не мог ни в чем себя укорить,  потому что он сделал все, что возможно было сделать для человека,  попавшего в беду.  Он был чист сердцем, ибо сделал это не из корыстных побуждений,  а из глубины сердца, т.к. в нем явилась милость к человеку.

Чистое сердце - это сердце,  в котором нет противных Богу помыслов, где нет гордыни, самолюбия, тщеславия, смущения, или страха, или страсти. Когда не укоряет совесть в том, что не до конца что-то сделано. Таковые Бога узрят. Когда мы открываемся Богу, освобождаемся от всего чуждого Богу в себе (душа наша по природе своей христианка,  ибо создана по образу и подобию Божию), тогда будет нам открываться Бог.

1 Кор. 13:12 - апостол Павел говорит о том, что и там мы увидим Бога,  потому что сподобимся быть с Ним,  и здесь  мы  уже способны быть с Богом, но видим его не во всей полноте, а "как бы через тусклое стекло, гадательно". Мы видим не Самого Бога, а Его дела.  Человек, который не смущается различными помыслами, во всех делах видит руку Божию, Его Промысел, Его любовь и заботу. И  у него нет сомнения в том,  что это сделал Господь, это от Него, Им послано, Им попущено - везде он видит Господа, потому что сердце чисто у него и истина ему открывается. Потом уже он увидит Господа лицом к лицу.  Потому что когда в сердце нет ничего чуждого,  тогда невозможно не видеть Бога,  ведь он поистине есть на самом деле,  и дела Его есть, и ни один волос не упадет с нашей головы без Его воли.