Плачущие блаженны. Печаль по Бозе - печаль во спасение, а печаль мирская - к смерти

Страницы работы

Содержание работы

Лекции, прочитанные в Свято-Тихоновском богословском институте

Лекция 8

В прошлый раз мы остановились на "Блаженны плачущие..." и на плаче должном и недолжном. И выяснили, что печаль по Бозе - печаль во спасение,  а печаль мирская - к смерти.  Ни много ни мало прямо-таки к смерти.

Какие же плачущие блаженны?

Разбирая Священное Писание,  мы находим отдельные места. Например, апостол Иаков в своем Послании  (5:1-4)  говорит:  "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило,  и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше  и  серебро  изоржавело,  и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши,  вопиет,  и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа".

Вот кому он предлагает плакать - тем,  кто роскошествовал на земле  и  наслаждался  и напитал сердца свои как бы на день заклания. О том же по существу говорил Господь, когда нес Свой крест и женщины плакали о Нем плотским плачем, сострадая страдающему по плоти человеку.  Он говорил им:  "Не о Мне плачьте, дщери Израильские, но плачьте о себе и о детях ваших", которые пребывают в слепоте и которые кричали:  "Распни его!", и которые будут смеяться и укорять Его на кресте. Посмотрим Послание к Римлянам апостола Павла (12:15): "Радуйтесь с радующимися и плачьте  с  плачущими".  Плач с плачущими - такой плач тоже поощряется.  Кто умеет сострадать и не просто плакать с плачущими  о плотских бедах,  а именно сострадать;  не потому плакать,  что тяжело,  плакать о плотских бедах,  а именно человек плачет  и разделить  с  ним его скорбь или - плакать о том,  что он не о том плачет - к этому тоже побуждает апостол.

В Первом  Послании  к  Коринфянам апостол Павел пишет (5:1-2): "Есть верный слух,  что у вас появилось блудодеяние,  и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену  отца  своего.  И  вы  возгордились, вместо того,  чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело". Это плач о нечистоте Церкви.

Много среди нас греха, много недостойного, и плач об этом апостол поощряет.

Послание к Римлянам (9:2-3):"Истину говорю во Христе.  не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,  что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев  моих,  родных мне по плоти" (т.е. израильтян, которые в основной своей массе не приняли Господа).  Он плакал,  и это была великая печаль  о заблуждениях тех,  кому надлежало первыми откликнуться на призыв Господа.

"Послание  к  Коринфянам  (5:1-5): "Ибо знаем,  что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;  только бы нам  и одетым не  оказаться нагими.  Ибо мы,  находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем,  потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью".

Это плач о несовершенстве нашего мира,  пораженного  грехом. Желание облечься,  ощущение,  что мы нагие,  что мы не на родине, не дома, а странники на этой земле; ощущение того, что мы - несовершенные нищие,  - об этом плач тоже блаженный.

Когда Господь  в последний раз беседовал со Своими учениками (Ин. 16:20-22),  Он говорил им: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает,  терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца,, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.  Так и вы теперь имеете печаль;  но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас".

Печаль о Господе,  которая охватила апостолов - о  потере Его как любимого Учителя,  Наставника,  Того, Кто говорил им о вечной жизни. Эта печаль, этот плач тоже был блаженным плачем, который должен  был  завершиться  неизбежно радостью,  которую никто не может отнять.

Вот какие плачущие блаженны.

"Блаженны кроткие, - говорит Господь, - ибо они наследуют землю". Нищий,  поистине ощущающий свою нищету,  не может быть гневливым. И плачущий о своих грехах тоже не может быть  гневливым. Только  разве  плачущий со скрежетом зубов,  с кусанием локтей, плачущий не о том,  что он оскорбил Божье  величие,  и припавший пред Ним,  и молящийся,  и плачущий,  чтобы  Господь простил его,  но плачущий и кусающий локти от того, как он мог так согрешить, как он мог такое сделать - такой склонен к гневу,  потому что плач его от гордости. Не потому он плачет, что пал, а потому, что не может быть как Бог, не может быть не падающим, не может быть великим. Вот такой может быть гневливым.

Похожие материалы

Информация о работе