/с9» /А
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Устойчивость АТС
Устойчивость АТС оценивают с помощью параметров положения и параметров движения. В настоящее время параметры положения и движения не имеют строгой определенности в терминологии, требованиях и методах оценки.
В теории автомобиля широко используют следующие показатели устойчивости: критический (предельный) угол бокового крена по скольжению; критический (предельный) угол бокового крена по опрокидыванию; критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по заносу (боковому скольжению); критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по опрокидыванию.
Значения показателей устойчивости регламентируются международными, государственными и отраслевыми документами: Правила ЕЭК ООН №107, МС ИСО 4138-82, ГОСТ 3163-76, ГОСТ Р52302-2004, ОСТ 37.001.471-88, ОСТ 37.001487-89.
Целью работы является освоение методики и численная оценка поперечной устойчивости АТС при движении в заданных дорожных условиях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить значения сил и моментов, действующих на АТС в заданных условиях эксплуатации;
• Рассчитать и построить графические зависимости сил и моментов, действующие на АТС, в функции от скорости движения;
• Рассчитать и построить графические зависимости сил и моментов, действующие на АТС, в функции от угла поперечного наклона опорной поверхности;
• Определить базовые показатели поперечной устойчивости АТС;
• Разработать рекомендации по безопасной эксплуатации АТС (с точки зрения устойчивости) в заданных условиях эксплуатации.
В табл. 6.1 представлен массив исходных
данных, достаточный для расчета параметров положения и движения, влияющих на
поперечную устойчивость АТС и позволяющих определить основные показатели
устойчивости. Все значения конструктивных параметров АТС выбираются из общего
массива (практическая работа №1), а условия эксплуатации задаются преподавателем.
|
Таблица 6.1.
|
6.1. Определение сил и моментов, действующих на АТС в заданных условиях эксплуатации
Рассмотрим обобщенный случай равномерного движения АТС, т.е. при наличии поперечного уклона и круговой траектории центра масс.
Принятые допущения:
• колёса катятся без бокового увода, т.е. центр поворота всегда лежит на прямой, проходящей через заднюю ходовую ось;
• статический радиус колеса не зависит от Къ, т.е. ходовые оси параллельны дороге;
• ходовые оси жестко связаны с корпусом АТС, т.е. невозможен поперечный крен, характерный для подрессоренных масс.
Для определения боковой составляющей Рцуг центробежной силы Рц следует использовать расчетную схему на рис. 6.1.
|
Массив исходных данных для расчета показателей устойчивости АТС |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.