Методика и численная оценка поперечной устойчивости АТС при движении в заданных дорожных условиях, страница 4

Скорость, км ч

Рис. 6.3. Зависимость полной боковой силы и силы сцепления колёс АТС от скорости движения (при угле 0=10 град): 1 - сила сцепления Ку (по строке 24); 2 - полная касательная сила Ру (по строке 20); 3 - сумма строк 20 и 24 табл.6.2


Поскольку сила сцепления колёс, т.е.касательные реакции дороги Ку , будут всегда противоположно направлены полной касательной силе Ру, то при наличии знакопеременной зависимости Ру = /(Уа), на графике нагляднее изображать зависимость модуля Ку от Уа, как это показано на рис.6.3. Однако, в этом случае по графику неудобно определять критическую скорость по условию заноса Уз, при которой Ру- Ку. Для получения Уз в виде точки пересечения линий, следует построить (используя строку 25 табл) кривую суммы сил. Точка пересечения кривой 3 с осью скорости и будет являться значением критической скорости по условию заноса Уз.

Аналогично представляют графически и результаты вычислений зависимости моментов полных боковых сил от скорости АТС (рис. 6.4). В данном случае модулем представлен момент МУЛ , удерживающий АТС от бокового опрокидывания (кривая 2). Очевидно, что значением критической скорости по условию опрокидывания Уо будет соответствовать скорость в точке пересечения кривых.

Рис. 6.4. Зависимость опрокидывающего и удерживающего момента от скорости движения (при угле Р=10 град): 1 - опрокидывающий момент М0п (по строке 26 табл.6.2);

2 - удерживающий момент Муд (по строке 27 табл.6.2)


6.3. Расчет и построение зависимости сил и моментов, действующих на АТС, от поперечного уклона дороги

Для решения задачи следует использовать массив исходных данных (табл. 6.1) и алгоритм расчета параметров из раздела 6.1.

В данном разделе необходимо приводить используемые формулы согласно алгоритму как в буквенном, так и численном видах. В численном виде представляют все единичные вычисления, а при наличии ряда расчетов одного параметра - приводить пример для одного значения варьируемого параметра. Результаты расчетов следует изложить в табл. 6.3.

Используя в качестве независимой переменной угол поперечного уклона дороги (строка 7), рассчитывают в последовательности, заданной табл. 6.3, независимые от угла (3 параметры (строки 11... 18), а также функционально зависимые от (3 параметры в строках 19...27.

Результаты вычислений используют для построения графических зависимостей полных боковых сил и моментов, действующих на АТС в заданном диапазоне изменения (3 (рис. 6.5, 6.6).

Таблица 6.3.

Результаты расчета зависимости параметров движения АТС от поперечного уклона (с примером частичного заполнения)