Методика и численная оценка поперечной устойчивости АТС при движении в заданных дорожных условиях

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Содержание работы

/с9» /А

6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Устойчивость АТС

Устойчивость АТС оценивают с помощью параметров положения и параметров движения. В настоящее время параметры положения и движения не имеют строгой определенности в терминологии, требованиях и методах оценки.

В теории автомобиля широко используют следующие показатели устойчивости: критический (предельный) угол бокового крена по скольжению; критический (предельный) угол бокового крена по опрокидыванию; критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по заносу (боковому скольжению); критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по опрокидыванию.

Значения показателей устойчивости регламентируются международными, государственными и отраслевыми документами: Правила ЕЭК ООН №107, МС ИСО 4138-82, ГОСТ 3163-76, ГОСТ Р52302-2004, ОСТ 37.001.471-88, ОСТ 37.001487-89.

Целью работы является освоение методики и численная оценка поперечной устойчивости АТС при движении в заданных дорожных условиях.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•  Определить значения сил и моментов, действующих на АТС в заданных условиях эксплуатации;

•  Рассчитать и построить графические зависимости сил и моментов, действующие на АТС, в функции от скорости движения;

•  Рассчитать и построить графические зависимости сил и моментов, действующие на АТС, в функции от угла поперечного наклона опорной поверхности;

•  Определить базовые показатели поперечной устойчивости АТС;

•  Разработать рекомендации по безопасной эксплуатации АТС (с точки зрения устойчивости) в заданных условиях эксплуатации.

В табл. 6.1 представлен массив исходных данных, достаточный для расчета параметров положения и движения, влияющих на поперечную устойчивость АТС и позволяющих определить основные показатели устойчивости. Все значения конструктивных параметров АТС выбираются из общего массива (практическая работа №1), а условия эксплуатации задаются преподавателем.

Таблица 6.1.

№ пп

Параметр

Размерность

Значение

1

Масса с грузом тй в т.ч.: на переднюю ось т\ заднюю ось или тележку т2

кг

(из работы 1)

2

кг

(из работы 1)

3

кг

(из работы 1)

4

Ширина колеи передних колёс В \

м

(из работы 1)

5

Ширина колеи задних колёс В2

м

(из работы 1)

6

Средняя колея АТС В

м

рассчитать

7

База Ь

м

(из работы 1)

8

Составляющая базы, Ь

м

(из работы 1)

9

Высота центра масс кт

м

(из работы 1)

10

Лобовая площадь Р

м2

(определить)

11

Основной радиус поворота (шщ) К

м

(из работы 5)

12

Скорость АТС Уй

м/с

задать

13

Угол поперечного уклона, Р

град

задать

14

Коэффициент сцепления: д>Шт

фср фтах

-

0,2

15

-

0,5

16

-

0,8

17

Коэффициент сопротивления воздуха Сх

-

1

18

Плотность воздуха рв

кг/м3

1,205

6.1. Определение сил и моментов, действующих на АТС в заданных условиях эксплуатации

Рассмотрим обобщенный случай равномерного движения АТС, т.е. при наличии поперечного уклона и круговой траектории центра масс.

Принятые допущения:

•  колёса катятся без бокового увода, т.е. центр поворота всегда лежит на прямой, проходящей через заднюю ходовую ось;

•  статический радиус колеса не зависит от Къ, т.е. ходовые оси параллельны дороге;

•  ходовые оси жестко связаны с корпусом АТС, т.е. невозможен поперечный крен, характерный для подрессоренных масс.

Для определения боковой составляющей Рцуг центробежной силы Рц следует использовать расчетную схему на рис. 6.1.

Массив исходных данных для расчета показателей устойчивости АТС

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
298 Kb
Скачали:
0