Грунт как дорожно-строительный материал, страница 9

В условиях невысоких интенсивностей движения и возможного во время весенней или осенней распутицы сокращения тоннажа и снижения скорости, а также при наличии крупноскелетных добавок из материалов достаточной прочности первый способ оказывается более целесообразным: применение его в два-три раза сокращает единовременную потребность в крупноскелетных добавках и транспортных средствах для их перевозки, что является важным при ограниченности в ресурсах. Однако затруднения движения по дороге непосредственно после россыпи добавок и возможные перерывы в движении или сокращение тоннажа и снижение скорости в неблагоприятные по увлажнению периоды года позволяют рекомендовать этот способ преимущественно для дорог второстепенного значения или дорог, для которых решающим фактором является сжатый срок их строительства.

Работы но введению добавок первым с п о о б о м (постепенного насыщения) производят в такой последовательности: 1) профилирование полотна автогрейдерами на всю ширину с приданием проезжей части поперечного уклона в 2 — 3%; 2) уплотнение грунта укаткой; 3) россыпь по всей ширине полотна на влажный грунт крупноскелетных добавок слоем 3 - 8 см; 4) разравнивание добавок при помощи автогрейдера за 2 — 3 прохода по одному следу; 5) прикатка добавок катками за два прохода по следу; 6) по мере погружения добавок под воздействием движения — последующие россыпи добавок на увлажненную поверхность проезжей части, разравнивание их, прикатка, дальнейшее втапливание при движении. Для получения слоя заданной толщины необходимое количество добавок вносят путем проведения трех-четырех россыпей.

Производство работ по второму способу возможно в двух вариантах.

1. В дорожном полотне устраивают корыто на глубину, рассчитанную по объему грунта, необходимого для смеси. Грунт автогрейдером перемещают на обочины. Дно корыта планируют, придают ему двухскатный поперечный профиль с уклонами 2 — 3% и хорошо уплотняют. Крупноскелетные добавки доставляют автосамосвалами, выгружают в корыто, разравнивают их и засыпают грунтом, ранее сдвинутым на обочины. После этого перемешивают добавки с грунтом при помощи дисковых борон или автогрейдеров. Полученную смесь планируют автогрейдером и уплотняют средним катком до получения плотной структуры покрытия,

2.  Вместо перемещения грунта на обочины его только разрыхляют на глубину, рассчитанную по объему грунта, необходимого для смеси. Поверх разрыхленного грунта рассыпают необходимое для получения слоя заданной толщины количество крупноскелетных добавок. Затем производят перемешивание материалов, планировку и уплотнение смеси.

В обоих вариантах грунт должен иметь влажность, близкую к оптимальной, и быть по возможности размельчен.

Применение шлаков в качестве крупноскелетных добавок имеет свои особенности.

При использовании котельных шлаков грунт улучшают вторым способом, однако покрытие устраивают в 2 — 3 приема, слоями не более 12 — 15 см, так как шлакогрунтовая смесь уплотняется весьма неравномерно (коэффициент уплотнения колеблется от 1,3 до 1,6),

Особенность применения основных металлургических шлаков, обладающих способностью к распаду, состоит в максималъном использовании их цементирующей способности. С этой целью количество вводимого грунта уменьшают против расчетного на 15 - 20%, а после россыпи и разравнивания шлака (при помощи автогрейдера) его увлажняют из расчета 40-45 л/м3 и размельчают прицепным кулачковым катком. После этого шлак перемешивают с грунтом, смесь разравнивают, профилируют и тщательно уплотняют катком среднего, а затем тяжелого веса.

Монолитность и неразмокаемость слоя достигаются за счет твердения шлаковой муки и свежераздробленной шлаковой мелочи. Для нормального протекания процесса твердения слой необходимо в течение 4-6 дней периодически увлажнять.

Применение щебня из прочных кислых и нейтральных металлургических шлаков ничем не отличается от применения щебня из естественных каменных пород.