Грунт как дорожно-строительный материал, страница 3

Натурный контроль степени уплотнения грунта осуществляют определением фактически достигнутой объемной массы скелета грунта, вычислением по ней с использованием приведенных выше формул коэффициента уплотнения и сопоставлением его с требуемым значением. При этом определение фактически достигнутой объемной массы скелета грунта осуществляют при поОриентировочные значения параметров грунтов для вычисления их стандартной плотности

Грунт

Удельный вес грунта, гс/ см

Относительный объем воздуха при стандартной плотности

Супесь Суглинок Тяжелый суглинок Глина

2,68 - 2,72

2,69 - 2,73

2,7 - 2,74

2,72 - 2,76

0,08 - 0,1

0,04 - 0,05

0,03 - 0,04

0,04 - 0&6

мощи плотномера - влагомера Н.П. Ковалева или гамма-плотномеров, действуя в соответствии с прилагаемыми к приборам инструкциями. Эти же приборы позволяют контролировать и фактическую влажность грунта.

В дорожной практике наиболее распространено уплотнение грунтов при помощи катков. Выбор вида катков зависит от характера задач, решаемых при уплотнении. Гладкобарабанные катки дают ровную, хорошо уплотненную поверхность, однако сравнительно плохо прорабатывают грунт по толщине. Несколько большее уплотнение грунта по толщине с одновременным раздавливанием комьев достигается при использовании кулачковых катков, однако верхний слой грунта толщиной 8 — 12 см остается при этом недостаточно уплотненным. Применение ребристых катков дает промежуточный результат. Наилучшие результаты при уплотнении связных грунтов достигаются при использовании пневмокатков, обеспечивающих как хорошую проработку грунта по толщине, так и получение ровной, хорошо уплотненной поверхности.

Наибольшую плотность, связность и устойчивость имеют грунты, в которых количество песчаных, пылеватых и глинистых частиц находится в определенном соотношении. Такие грунты получили название грунтов оптимального с о с т а в а. Примерные соотношения фракций в грунтах оптимального состава для различных климатических зон СССР приведены в табл. 6.

При строительстве грунтовых покрытий временных дорог и подъездов необходимо стремиться к тому, чтобы состав используемого грунта был по возможности близким к оптимальному для данных условий. Практически этого можно достичь одним из следующих способов:

Соотношение фракций в грунтах оптимального состава

Фракция

Содержание фракций, %, в зонах

Размер, мм

нормального и недостаточного увлажнения

избыточного увлажнения

Типы оптимальных составов

А1

А2

Б1

Б2

Песчаная То же Пылеватая Глинистая

2 - 0,25

0,25 - 0,05 0,05 - 0,002

Менее 0,002

45-60 10-20 15-35

6-12

20-45 20-40 15-35 8-14

45-70 15-30 15-25

3-8

25-45

25-55

15-25

3-10

выбором при проложении трассы участков местности с супесчаными грунтами, близкими по составу к оптимальным;

устройством грунтового покрытия из привозного грунта необходимого состава, добываемого во в нетрассовом карьере;

улучшением местного грунта необходимыми грунтовыми добавками, транспортируемыми из внетрассового карьера, до получения оптимального состава.

Оптимальные грунтовые составы могут быть получены смешением двух или даже более грунтов. Связные грунты улучшают, главным образом, путем добавки в них песчаного грунта, а несвязные — суглинистого.

Необходимое количество гранулометрических добавок для получения грунта оптимального состава наиболее просто определить графоаналитическим способом.