Грунт как дорожно-строительный материал, страница 10

Необходимо иметь в виду, что для всех грунтовых покрытий в сухие периоды года характерно интенсивное пылеобразование, ухудшающее условия движения. Для снижения пылеобразования рекомендуется обработка проезжей части водными растворами хлоридов (хлоридом кальция» магния или натрия). Остающаяся на поверхности после испарения влаги тонкая пленка гигроскопической соли сорбирует водяной пар из атмосферы и обеспечивает некоторую влажность поверхности. Наиболее гигроскопичен и, следовательно, наиболее эффективен хлорид кальция.

20 - 30%-ный водный раствор хлорида распределяется поливомоечными машинами. Розлив раствора выполняют в два приема: первый - в количестве 1,5 — 2 л/м , второй — около 1 л/м3. Эффект обеспыливания при этом сохраняется в течение 20 — 30 суток, в зависимости от метеорологических условий. После этого необходима повторная обработка.

Для обеспыливания можно также применять сульфидно-спиртовую барду в виде 30 — 40%-ного водного раствора, распределяемого двумя приемами: первый розлив — 1 — 1,5 л/м , второй -1 л/м2 с интервалом в 10 - 15ч. Через 3 — 4 недели обработку повторяют.

В районах, расположенных вблизи соленых озер и лиманов, для обеспыливания эффективно применять соленую воду.

В виде исключения обеспыливание можно осуществлять и розливом жидких битумов и эмульсий, однако из-за дефицитности этих материалов такой способ не может быть рекомендован к широкому применению.

УСТРОЙСТВО ВОДОСВЯЗНЫХ ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ

Улучшение грунтов различными скелетными добавками способствует только сокращению в большей или меньшей степени срока распутицы на дороге. Для обеспечения же круглогодичного движения со сравнительно постоянными скоростями и тоннажом на дороге необходимо устраивать дорожные одежды. Наиболее простыми и дешевыми из них являются водосвязные, к которым относятся щебеночные, гравийные, жерствяные, шлаковые и другие конструкции из крупнозернистых Материалов в виде многорядных зернистых структур. Эти конструкции обладают достаточной прочностью, морозостойкостью, водоустойчивостью и легко ремонтируются.

Устройство щебеночных покрытий и оснований. Щебень заводского приготовления — дорогостоящий материал, поэтому для устройства щебеночных покрытий и оснований целесообразно использовать природный щебень, представляющий собой продукт выветривания горных пород. Залежи природного щебня обычно содержат включения крупных обломков и глинистых частиц. Поэтому технологию разработки, очистки и обогащения материала необходимо выбирать с учетом местных условий.

Щебеночное покрытие без обработки его вяжущим материалом применяют только при интенсивности движения, не превышающей 500 автомобилей в сутки, а щебеночное основание -при любом движении, так как оно обладает достаточной прочностью и устойчивостью, если не подвергается непосредственному воздействию транспорта.

Щебеночные покрытия на грунтовом основании можно устраивать только при благоприятных грунтово-гидрологических условиях, преимущественно в южных районах и при дешевом щебне.

В остальных случаях щебеночное покрытие должно быть на основании из местных строительных материалов.

При неблагоприятных водных и грунтовых условиях в средней и северной полосах СССР, для которых характерно значительное накопление в зимне-весенний период влаги в верхних слоях полотна, основание сооружается из материалов, обладающих хорошими дренирующими свойствами (крупно- и средне-зернистый песок, гравий, ракушка и т. д.). Если влага поступает в небольшом количестве, слой устраивают из расчета аккумуляции влаги в этом слое; при значительном количестве влаги дренирующий слой может поглотить только часть ее, а избыток следует отвести в боковые канавы или на откосы насыпи. Для обеспечения эффективного отвода воды дренирующий слой может устраиваться на всю ширину полотна, т. е. не только под покрытием, но и под обочинами.

При щебеночном покрытии на песчаном основании песок завозится чаще всего в готовое корыто автомобилями, но может быть заблаговременно (например, в зимний период) доставлен на обочины, что сокращает единовременную потребность в транспорте.