Грунт как дорожно-строительный материал, страница 5

Подзолистые и дерново-подзолистые почвы широко распространены в лесной и таежной зонах и занимают около 50% территории СССР. Эти почвы разнообразны по зерновому составу. На глубине от 5 до 30 см в подзолистых почвах находится белый мучнистый слой — подзолистый горизонт, который состоит из малосвязных пылеватых частиц, быстро впитывающих воду и быстро размокающих. Ниже подзолистого горизонта залегает плотный слой с большим количеством .глинистых частиц, плохо впитывающий и не пропускающий воду. Поэтому в зоне подзолистых почв весной и легом обычно имеет место избыточное увлажнение.

В сухое время года проезд автомобилей возможен практически повсеместно, но грунтовые дороги сильно пылят. При увлажнении подзолистая почва быстро размокает, однако липкость г рун га невелика.

В целом дорожно-строительные особенности рассматриваемых почв во многом определяются их дисперсностью. Наиболее благоприятными дорожно-строительными свойствами обладают подзолистые и дерново-подзолистые почвы супесчаного и песчаного составов

Болотные почвы формируются в условиях избыточного увлажнения. Они встречаются во многих природных зонах, но наиболее широко распространены в северной половине лесной зоны и в тундре. Среди болотных почв необходимо выделить болотно-подзолистые, собственно болотные (торфяно-глеевые и дерново-глеевые) почвы и торфяники. Болотно-подзолистые почвы являются переходными между дерново-подзолистыми и болотными. Для собственно болотных почв характерно наличие торфа и глея.

Торфяники объединяют торфы разного состава и степени разложенности.

Самыми характерными признаками всех болотных почв являются высокая влажность, значительная пористость и способность сильно сжиматься даже при небольших нагрузках.

УСТРОЙСТВО  ГРУНТОВЫХ  ПОКРЫТИЙ

Грунтовые покрытия устраивают обычно без специального основания, используя местный грунт — естественный или улучшенный на определенную толщину скелетными добавками. В районах избыточного увлажнения и в местах с необеспеченным поверхностным стоком или близким залеганием уровня грунтовых вод для повышения надежности работы этих покрытии они должны устраиваться на насыпях, удовлетворяющих требованию минимального возвышения бровки над уровнем грунтовых вод или над поверхностью земли.                                                •

Грунтовые покрытия имеют сравнительно невысокую работоспособность и не гарантируют одинаковых эксплуатационных качеств в различные периоды года, а минимальная прочность проезжей части, допускающая большие относительные деформации, обусловливает необходимость систематического их выравнивания механическими средствами по способу утюжек или профилирования. Все грунтовые покрытия строятся преимущественно серповидного профиля.

Грунтовые профилированные дороги. Профилированной называется грунтовая дорога, проезжая часть которой состоит из местного грунта, перемещаемого грейдерами или автогрейдерами из боковых кюветов или кюветов-резервов.

Ширина и глубина кюветов и кюветов-резервов зависит от ширины и возвышения бровки земляного полотна. Поперечный уклон проезжей части грунтовой дороги — 2 - 3%, обочин — 3 — 5%. При этом чем больше глинистых частиц содержится в грунте, тем меньше поперечные уклоны.

Строительство грунтовой профилированной дороги начинают с вырубки полосы леса необходимой ширины с помощью тех или иных механизмов, а также расчистки ее от кустарника, пней, крупных камней с одновременным удалением слабого дернового и мохового покрова (как правило, бульдозерами).

После расчистки дорожной полосы строят, при необходимости, простейшие водопропускные сооружения — однопролетные деревянные мосты с лежневыми опорами, бетонные или деревянные водопропускные трубы, фильтрующие наброски из крупных камней, низководные деревянные мосты — срубы и т. п. — и про изводят разбивочные работы. Разбивку будущей дороги осуществляют по оси трассы и закрепляют выносными кольями, устанавливаемыми за пределами полосы, так как осевые разбивочные точки будут уничтожены в процессе производства работ. На выносных кольях указывают пикеты, плюсы, расстояния до оси дороги и — в случае необходимости — высотные отметки.