Грунт как дорожно-строительный материал, страница 6

После разбивочных работ на участках с тяжелыми грунтами (суглинистыми, гравелистыми, каменистыми) их предварительно рыхлят специальными тяжелыми рыхлителями, рыхлителями автогрейдеров или тяжелыми плугами для облегчения последующей работы профилирующих машин, а затем с помощью скреперов и бульдозеров выравнивают дорожное полотно в продольном направлении (засыпка пониженных мест и т. п.) и подсыпают подходы к простейшим искусственным сооружениям.

Затем приступают к профилированию дорожного полотна для получения необходимого поперечного профиля с треугольными1 или трапецевидными водоотводными канавами. Автогрейдер прокладывает пионерную борозду для обозначения границ грунтовой дороги. Последующими проходами автогрейдера боковые канавы углубляют до требуемых размеров, при необходимости расширяют. Грунт при этом перемещается в тело насыпи и по возможности укладывается в прижим, т. е. с зазорами между гребнями валов грунта в 0,4 — 0,6 м. Продольными проходами автогрейдера грунт разравнивается путем срезки гребней валов и заполнения зазоров между ними с приданием полотну необходимых поперечных уклонов.

Для облегчения движения спрофилированное дорожное полотно подвергают уплотнению при влажности груша, близкой к оптимальной. Число проходов катков но одному следу назначают в зависимости от их вида: для прицепных гладких катков -8-9, для кулачковых среднего веса - 7 - 8, для самоходных кулачковых — 6 — 7, для прицепных пневмокатков — 5 — 6.

В связи с разнообразием грунтово-гидрологических условий по длине дороги и отсутствием насыпей с необходимым возвышением бровки на отдельных труднопроходимых участках грунтовых дорог может возникать необходимость в их укреплении введением в грунт крупнозернистых добавок или устройством на отдельных участках деревогрунтовых покрытий. Не исключена также возможность применения в этих условиях и более прочных типов одежд.

Покрытия из подобранных грунтовых смесей. Простейшим и сравнительно дешевым способом улучшения проезжаемости грунтовой дороги является устройство покрытия из грунта оптимального гранулометрического состава или принижающеюся к нему. Такие покрытия, в зависимости от режима работы дороги и природных условий, могут устраиваться как на всем протяжении грунтовой дороги, так и на отдельных ее участках с затрудненными условиями движения.

Покрытие из подобранных грунтовых смесей может устраиваться либо на всем протяжении дороги одновременно с ее строительством, либо постепенно - сначала на труднопроезжаемых участках, а затем в других местах, в порядке ликвидации участков с затрудненным проездом в сырую погоду и постепенного улучшения проезжаемости всей дороги.

Составы оптимальных грунтовых смесей для различных природных условий и простейший способ их подбора приведены на с. 36 — 38. Ориентировочные значения толщин покрытий из оптимальных смесей в зависимости от вида грунта полотна приведены в табл. 8. Толщина улучшенного слоя зависит от климатических условий, качества грунта дорожного полотна и интенсивности движения и в каждом отдельном* случае должна определяться расчетом.

Ориентировочная толщина покрытой из оптимальных грунтовых смесей

Грунт дорожного полотна

Толщина покрытий, см, для климатических зон

1

2

3

Пылеватые суглинки и пы-леватые супеси

Глинистые и суглинистые

Мелкосупесчаные и песчаные

30-35 25-30 15-25

25-30 20-25 15-20

20 - 25 15-20 12-15

Последовательность работ по устройству покрытий из оптимальных грунтовых смесей зависит от способа получения смеси и требуемой толщины покрытия.