Методология логистики. Модели перерабатывающего элемента. Модели накопительного элемента, страница 7

В целевой функции (5.10)  - функция, определяющая значение функционала. Если ее принять равной единице, тогда этот функционал будет эквивалентен поиску условий максимально быстрого достижения некоторого целевого состояния ЛС. При любом другом выборе физического содержания величины  она будет иметь смысл определенного ресурса, расходуемого в процессе управления. Соответственно оптимальное управление будет предполагать максимально экономичное использование данного ресурса.

Как было предложено и обосновано в п. 4.4 интегральную эффективность управления ЛС разумно характеризовать с точки зрения рачительного использования наиболее дефицитного ресурса – капитала. Тогда для построения критерия (5.10) в качестве функции  принимается величина капитала, вложенного на определенный момент времени  в логистическую систему .

Изменение во времени величины капитала, связанного в ЛС, описывается уравнением баланса материально-денежных потоков в системе:

,

(5.11)

где

 —

скорость изменения капитала, связываемого в системе в виде основных и оборотных средств;

 —

интенсивность операционных расходов;

 —

интенсивность поступления заемных средств в ЛС;

скорость генерации дохода в ЛС.

Такой выбор переменных отражает ограничение на недостаток инвестиционных ресурсов в процессе развития (управления) логистической системы. Использование сформулированного критерия оптимальности управления означает оценку всего возможного спектра управляющих воздействий в ЛС с точки зрения максимально экономичного расходования собственного и инвестированного в логистические элементы капитала. Соответственно, из спектра альтернативных траекторий управления, выбираются те, которые обеспечивают наиболее быстрый рост эффективности экономической отдачи ЛС при заданном уровне потребности в капитале. Дефицит инвестиционных ресурсов в такой модели выступает в качестве ограничения целевой функции на протяжении всего периода планирования. Дополнительными ограничениями скорости генерации дохода являются производительности (перерабатывающие способности – применительно к материальным потокам) логистических элементов системы.

Рассмотренная модель является примером качественного обобщенного подхода к сложной проблеме выбора оптимальной последовательности управляющих воздействий в ЛС.

5.4. Модели логистических цепей

Напомним, что под логистической цепью (ЛЦ) понимается линейно - упорядоченная совокупность логистических элементов. ЛЦ – это фрагмент логистической системы или прототип будущей ЛС. В состав ЛЦ входит ограниченное количество логистических элементов. Обычно рассматриваются цепи, включающие в себя два вида элементов – перерабатывающие или накопительные элементы и соединяющий их транспортный элемент. На практике такие модели применяются для управления работой отдельных участков ЛС, для которых установлен глобальный критерий оптимизации (см. предыдущие параграфы), а также для согласования работы нескольких предприятий между собой и с транспортом.

В данном параграфе представлены три модели. Первые две являются детерминированными, т.е. основанными на предположении о том, что величина всех переменных модели известна заранее. Последняя модель иллюстрируют использование методов прогностики, т.е. рассматривают случаи, когда величина переменных модели изменяется случайным, но закономерным образом.

В основу всех трех моделей положен принцип минимизации суммарных затрат или издержек логистических элементов за счет определения оптимальных значений нескольких ключевых параметров модели. В рассматриваемых моделях регулируется размер грузовой (товарной) партии и/или интервал между партиями. Теоретические обоснования такого подхода приведены в п. 3.5., т.е. все эти модели относятся к категории моделей управления запасами.