Методология логистики. Модели перерабатывающего элемента. Модели накопительного элемента, страница 6

Уточним модель ЛС условиями развития ее инфраструктуры. Общим требованием при техническом оснащении ЛС с позиций системного подхода является гармоническое развитие основного производства и транспортно-складской системы. В рамках макрологистической системы для обеспечения ее устойчивой работы необходимо располагать достаточными резервами производственных мощностей и провозной способности. Для условий развития ЛС в целевую функцию дополнительно включаются затраты на развитие провозной способности участков магистрального транспорта и мощности производства. Если темп приращения мощности  системы , дополнительные затраты на техническое оснащение

,

(5.8)

где

 —

коэффициент дисконтирования затрат;

 —

период планирования.

С ростом технического оснащения затраты растут по экспоненте, а эффект инвестиций соответственно снижается. Тогда выражение (5.8) записывается следующим образом:

,

(5.8)

где

 —

постоянный коэффициент, характеризующий темп изменения ;

Рассмотренная модель относится к классу однопродуктовых производственно-транспортных нелинейных задач.

5.3. Оптимизация прибыли макрологистической системы

Согласно критерию оптимальности управления логистической системой на основе связанного капитала, суть которого изложена в п. 4.4, необходимо выбирать такие управленческие решения, которые обеспечивали максимум среднего за определенный период дохода (прибыли) – финансового потока, поступающего в распоряжение ЛС. Это достигается действиями, приводящими к сокращению операционных затрат ЛС и уровня связанного капитала в логистических элементах. перечислим основные из этих действий по управлению ЛС [67]:

выделение ограничивающего элемента системы – элемента, обладающего самыми низкими показателями эффективности (см. показатели (4.15) – (4.18));

·  форсирование ограничивающего элемента – действия, обеспечивающие наиболее эффективное использование его потенциала, например за счет максимального устранения простоев;

·  исключение ограничивающего звена из состава ЛС и его замена элементом, удовлетворяющего требованиям ЛС (механизм отбора на основании страхования приведен п. 4.6);

·  в случае невозможности замены элемента вследствие различных ограничивающих обстоятельств подчинение действий всех элементов ЛС параметрам (интересам) ограничивающего элемента. Это осуществляется за счет подбора параметров всех логистических элементов системы, исходя из необходимости обеспечения требуемого объема и качества снабжения ограничивающего элемента материальными потоками на входе, и максимально быстрого и без потерь использование материального потока на выходе ограничивающего элемента;

·  снятие ограничения в случае повышения эффективности (производительности, пропускной, перерабатывающей способности) ограничивающего элемента.

В результате этих действий ограничивающим становится другой элемент, что требует повторения рассмотренной процедуры оптимизации.

В соответствие с таким подходом выделяются две группы переменных модели – изменяющееся во времени множество параметров , характеризующих состояние каждого элемента модели и управляющие переменные . Тогда изменение состояния ЛС, описываемое набором переменных этих типов представляется в виде дифференциального уравнения:

,

(5.9)

где

 —

вектор-функция, характеризующая скорость изменения различных переменных состояния ЛС.

Задача оптимального управления формулируется как поиск такого изменения управляющих параметров во времени, которое переводит управляемую системе из исходного состояния  в положение  таким образом, что достигается минимум функционала:

(5.10)

как на всей траектории изменения состояний ЛС, так и на каждом ее отдельно взятом участке (на каждый период времени).