Методология логистики. Модели перерабатывающего элемента. Модели накопительного элемента, страница 3

Все модели делятся на статические и динамические. Статические модели описывают не изменяющиеся во времени взаимосвязи между параметрами или элементами моделируемой системы. В динамических моделях рассматриваются эти же взаимосвязи, но подверженные изменением с течением времени. Например, для составления оптимального плана перевозок, выбора места размещения РРЦ, выбора маршрутов движения материального потока, выбора вида транспорта в ЛС используются статические модели, если предполагается, сто объемы перевозок, мощность потоков не изменяется с течением времени. В противном случае, например когда изменяется мощность вагонопотоков на разных участках сети железных дорог, применяются динамические модели.

Динамические модели дополнительно разделяются на устойчивые и неустойчивые, так же как и реальные системы, которые они отражают. Устойчивой является такая система, которая, будучи выведена из своего исходного состояния, стремится вернуться к нему. Возмущения в ней со временем затухают и исчезают.

Неустойчивый – стохастический характер структуры системы связан с наличием в ней и окружающей среде различных неконтролируемых, но существенных факторов. Стохастический объект ведет себя неоднозначно в одинаковых ситуациях, что моделируется описанием состояния одного или нескольких параметров системы случайным процессом, статистические свойства которого исследуются и задаются заранее.

Модели могут быть линейными и нелинейными. Под линейной понимается такая модель, реакция которой на сумму двух любых внешних возмущений равна сумме реакций на эти возмущения. Линейная статическая модели описывается линейными зависимостями между параметрами модели и ее результатами или системами линейных уравнений.

В нелинейных моделях связи между входами и выходами модели описываются нелинейными зависимостями, а чаще – системами дифференциальных уравнений.

Модели различаются в зависимости от того, описывают ли они установившееся – стационарное, или изменчивое – нестационарное поведение системы.

Нестационарность системы связана с изменением параметров системы во времени.

Для моделирования логистических систем применяется весь спектр рассмотренных типов моделей. В самых простых случаях, для планирования грузопотоков, анализа схем размещения элементов ЛС в увязке с транспортной сетью используют линейные, устойчивые, стационарные модели, как статические, таки и динамические, например с учетом развития ЛС. Для моделирования функционирования ЛС чаще используют нелинейные и нестационарные модели. При помощи нестационарных моделей хорошо удается описывать эволюцию логистических систем.

Применение традиционных аналитических методов математики для моделирования логистических систем связано со следующими трудностями: для разработки модели необходимо наличие своевременной, полной и достоверной информации; математические модели слишком сложны для практического применения; не учитывают в достаточной степени особенности конкретной экономической или оперативной ситуации, что связано с большими затратами, не оправдывающими эффект от дополнительных знаний о системе.

Проблемы, которые не поддаются прямому решению вследствие своей комплексности или сложности структуры, решаются косвенным путем – посредством имитационного (компьютерного) моделирования. Под имитационным моделированием понимается численный метод проведения с помощью компьютера (и специальных программ) экспериментов либо с программой, "имитирующей" работу ЛС, либо с математической моделью этой системы. При этом и программа – "имитатор" и программа, реализующая математическую модель, описывают поведение системы в течение продолжительного периода времени.