Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза, страница 8

Профессиональный анализ особенностей научного стиля был проведен в методических рекомендациях «Ваша дипломная работа» (12).

Проведение исследования, обработка и интерпретация полученных данных

Планируя и организуя исследование, прежде всего, необходимо определиться с его стратегией. Выделяют две стратегии исследовательской работы: констатирующую и формирующую.

Формирующая стратегия более притягательна для студентов педагогических вузов, поскольку очевидно, что важной стороной их будущей профессиональной деятельности является целенаправленное формирование ценных личностных качеств, выработка социально одобряемых форм поведения, развитие познавательной сферы и т.д.

Вместе с тем, выбор формирующей стратегии в курсовом исследовании достаточно опасен. Формирование предполагает целенаправленное воздействие, в результате которого наступают желательные изменения. Для анализа эффективности воздействия необходимо подобрать две достаточно однородные по своему составу группы, провести контрольное измерение той характеристики, на которую вы намерены повлиять (например, устойчивость внимания), осуществить запланированное воздействие на одну из групп и провести повторное измерение. Группа, с которой проводилась специальная работа, называется экспериментальной. Группа, не подвергшаяся воздействию – контрольной. По результатам повторного измерения устанавливается, изменилось ли исследуемое психологическое свойство и насколько существенны эти изменения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Другими словами, удалось ли Вам сформировать то, что Вы планировали.

Нужно отметить, что возможности проведения формирующего эксперимента в рамках курсового исследования очень ограничены. Что-то изменить в личности непросто. Помимо пластичности, она обладает еще и устойчивостью. Достаточно представить, какому количеству воздействий подвергается каждый ребенок хотя бы на протяжении одной недели (учебных, воспитательных, случайных), чтобы осознать, что несколько часов,  проведенных с экспериментатором-исследователем – это капля в море. Какое влияние могут оказать несколько уроков или внеклассных воспитательных мероприятий? Если бы изменения происходили так легко, мы наутро не узнавали бы знакомых, с которыми расстались вечером.

Психологические ресурсы влияния студента на любые группы детей, с которыми он работает, невелики. Он не является для них значимым лицом, не имеет возможности тратить на экспериментальную работу много времени. Поэтому любые утверждения о том, что после проведения урока в форме игры у детей повысились творческие способности, а после экскурсии в музей у всех поголовно появился патриотизм, ничем, кроме фальсификации назвать нельзя.

Поэтому выбор констатирующей стратегии с большей вероятностью может обеспечить получение достоверных и интересных с научной точки зрения результатов. Данная стратегия предполагает установление зависимости между различными явлениями, обнаружение причинно-следственных связей, влияния какого-то явления на разные категории людей (отличающихся возрастом, полом, темпераментом и т.п.). Другими словами, констатирующая стратегия позволяет понять причины формирования определенных качеств, свойств, черт человека, через установление их взаимосвязей. Обнаруженные взаимосвязи в свою очередь позволяют формировать долговременные программы воздействий, создания особых условий обучения и воспитания и т.п.

В гипотезе, проверяемой в исследовании, закладывается идея наличия причинно-следственных связей, зависимостей. Для ее проверки необходимо подобрать подходящие инструменты – методы, методики. Мы уже упоминали, что выводы «на глазок» абсолютно недопустимы. Абсолютно правомерно использовать метод наблюдения, но необходимо указывать критерии, на которые Вы опирались, давая какие-то оценки. Важное значение имеет измерение изучаемой характеристики, установление ее уровня.

Различные тестовые процедуры как раз и обеспечивают возможность измерения, сравнения людей по важным для исследования признакам, отнесения их к какой-то категории.