Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза, страница 6

Но научной ценности сведения о количестве холериков 6 «А» класса Камышенской средней школы не имеют.

Любая психологическая методика – не самоцель, а средство для достижения цели.

Если цель – описать различия в саморегуляции успевающих и неуспевающих школьников, то нужно у названных категорий диагностировать особенности саморегуляции, используя опросник «Стиль саморегуляции», дополнительно используя наблюдение.

Разработанный научный аппарат в процессе работы может быть пересмотрен и изменен. Может быть уточнена или сужена цель, переформулирована гипотеза, расширены задачи и т.п. Но в любом случае, останется ли он неизменным или будет пересмотрен, формулировка научного аппарата делает работу осмысленной и цельной.

Работа с научной литературой

Допустим, Вы настроены на научное творчество, готовы немедленно делать самостоятельные открытия. Спрашивается, зачем непременно прорабатывать «литературу по проблеме», да и вообще, где она, эта литература?!

Часто задают вопрос, можно ли при написании работы пользоваться учебником. Порой и не спрашивают, а просто пользуются. Традиционно использование учебников для научных работ считается недопустимым (если только само их содержание не стало предметом научного исследования). Вспомним назначение и функции учебника. В любом учебнике в предельно лаконичной форме излагаются основы знаний по какой-то дисциплине. Круг вопросов и содержание отвечает требованиям государственного стандарта. Можно спорить о том правильно это или не правильно, но в учебнике содержатся лишь утвердившиеся теории и установленные факты. Б.Ц.Бадмаев (1999), определяя функции учебника, отметил, что он четко ориентирует в проблематике учебного предмета, но скорее по ее «ширине», а не по глубине.

Другими словами, в учебниках есть ответы, но нет вопросов. Исключительно редко проводится анализ становления каких-либо взглядов, описание способов получения каких-то фактов. А научная работа состоит в обнаружения области «научного незнания» и нахождения пути для его ликвидации. Безусловно, учебник может использоваться, но только как справочная литература, а не материал для цитирования. С его помощью можно сориентироваться в основных понятиях, восстановить в памяти основные закономерности и утвердившиеся в науке факты, выяснить, кто именно из ученых активно занимался исследованием важных для Вашей работы проблем.

Еще одна курьезная и типичная ошибка студентов – искать книгу или статью точно с таким же названием, как предложенная тема исследования. Нет никакого смысла изучать то, что уже изучено. Один из самых существенных элементов исследования – новизна полученных данных. Зачем повторять чужие эксперименты? Зачем переписывать из учебников то, что стало уже общепризнанным фактом?

Если Вы обнаружили, что задуманное в Вашей работе исследование уже проведено, это должно стать основанием для пересмотра и изменения темы. Если Вы просто перепишете чужой текст, в чем будет состоять Ваш собственный труд?

Бывает, что студент в тексте работы заявляет: «Я изучил проблему мотивации». Если Вы лично для себя открыли что-то новое из прочитанных книг – это очень хорошо, но не в этом суть научной работы. Ее суть состоит в получении объективно нового знания – для всех, а не для Вас лично. На базе уже известного и строится новое. Поэтому надо разобраться, как рассматривалась проблема, какие использовались методы, какие получены выводы.

Необходимо обращать внимание на стиль научного изложения – он существенно отличается от обыденной речи, публицистического или художественного стиля. Различия связаны как с содержанием, так и с формой построения высказываний. Порой студент, выполнив все необходимые элементы работы и приступая к ее оформлению, хватается за голову: «Как? Я должен своими словами написать больше 20 страниц?!» Стыдливо списывает авторский текст, кое-как его переделывая, чтобы выдать за свой собственный. Цитирование и ссылки, использование накопленной информации – это норма научной работы. А вот выдача чужого текста за собственный является плагиатом, нарушает авторское право и преследуется по закону. Но до тех, пора пока Вы на этом не зарабатываете деньги, на уровне написания курсовой работы это нарушение будет иметь такие неприятные последствия, как требование преподавателя переделать текст работы с введением всех необходимых ссылок. От студента вовсе не требуется написать 20 страниц «своих мыслей».