Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза, страница 11

Нужно быть готовым к ответу на вопросы, возникающие у аудитории. Порой для студента это серьезное испытание, многие с опаской ожидают вопросов, воспринимая их как угрозу, своеобразный аналог экзамена.

Можно сказать, что защита курсовой работы – это репетиция, упрощенная модель защиты дипломной работы.

Очень важен правильный психологический настрой для ответов на вопросы, нужно знать, как на них реагировать, что уместно, а что неуместно и произведет невыгодное впечатление.

Скажем, абсолютно неуместна агрессивная реакция, грубость. Это порой наблюдается, в особенности, если вопросы задает однокурсник, а не преподаватель. Недопустима такая реакция: «Ну я же только что об этом рассказал! Повторяю для глухих». Уместно: «Как было отмечено в начале нашего выступления…» или «Мы уже пытались это сформулировать, но, по-видимому, не совсем удачно». Самое интересное, что чаще всего последняя фраза – не дипломатическая увертка, а чистая правда. Ваше высказывание не поняли, потому и переспрашивают.

Многие с ужасом ждут вопросов, на которые они не смогут ответить. Что делать в этом случае? Честное «не знаю» - не самый лучший выход из неудобного положения.

Во-первых, все вопросы должны касаться Вашей темы и Вашего исследования, а уж в нем-то Вы, безусловно, самый компетентный человек из аудитории.

Во-вторых, целью преподавателя (который компетентнее) не является выяснение, чего Вы не знаете. Его задача оценить, как Вы выполнили работу, которая была запланирована еще год назад. Если все пункты плана выполнены, и текст работы отвечает требованиям, Вы вправе рассчитывать на отличную отметку.

В-третьих, имеются универсальные речевые формулировки, выручающие докладчика в самые трудные для него минуты. Вполне уместны такие ответы: «Этот вопрос выходит за рамки проводимого нами исследования», «Мы не занимались специальным изучением этой проблемы», «Включение указанных вопросов неправомерно расширило бы объем проводимого исследования», «нами не ставилась такая задача» и т.д. и т.п.

Если есть такая необходимость, можно попросить повторить или уточнить вопрос.

Не нужно бояться вопросов. Они позволяют автору подробнее рассказать о тех аспектах работы, которые не были включены в доклад, блеснуть научной эрудицией.

Наличие вопросов показывает, что проблема вызвала интерес, привлекла внимание, поэтому нужно выражать искреннюю благодарность тем, кто задает вопросы. Это самая выгодная для докладчика линия поведения, располагающая к нему аудиторию.

Рекомендуемая литература

1.  Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 1997.— 256с.

2.  Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: ВЛАДОС, 1999.- 304 с.

  1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 48 с.
  2. Вузовская книга: подготовка и правила оформления: Методические рекомендации / Сост. А.Ю.Арутюнян.- Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005.- 65 с.

5.  Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 495 с.

6.  Герасимов В.П. Математическое обеспечение психологических исследований.- Бийск.: НИЦ БиГПИ, 1997.- 89 с.

7.  Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара,  «БАХРАХ-М», 2000.-248 с.

8.  Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах: Учеб. пос. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.- 184 с.

9.  Готтсданкер Р.  Основы психологического  эксперимента / Пер.  с    англ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- 462 с.

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.- 256 с.
  2. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология: учеб.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.- 208 с.
  3. Манаков Н.А., Москальчук Г.Г. Ваша дипломная работа:Методические рекомендации. Бийск:  НИЦ  БПГУ, 2002.- 30 с.

13.  Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.-    М.: Просвещение, 1979.- 156 с.