Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза, страница 7

Изучение научной литературы является одним из наиболее эффективных способов освоения научного стиля изложения.

Важно знать, что в любом научном тексте есть два взаимосвязанных  блока, два слоя: это содержательный и рефлексивный слои. К содержательному относятся понятия, определения, теории, классификации и т.п. Как правило их подбор и даже систематизация не составляет особых трудностей. Нужно законспектировать и в определенной логике увязать все, что важно для раскрытия темы. Часть конспектов окажется неиспользованной и не надо огорчаться по поводу «лишней» работы. Они сыграли свою роль. «Лишняя работа» повысила Вашу компетентность, позволила уверенно ориентироваться с проблематике исследования.

Гораздо сложнее с рефлексивным слоем. В нем отражается связь излагаемого содержания с целью Вашей работы, ее задачами. Другими  словами научная рефлексия – это постоянное обращение к вопросам: зачем об этом говорить, какое значение для моей работы это имеет, как это связано с моими задачами. Рефлексивные высказывания увязывают текст в единое целое, наполняют его смыслом. Их наличие указывает на глубину понимания проблемы, осознанность научной работы студента. С их помощью осуществляется плавный переход от одного блока информации к другому, от чужих исследований к собственным. Читая научную литературу, обращайте особое внимание на то, как авторы сочетают содержательные и рефлексивные компоненты своих текстов. 

Рефлексивный слой  - это постоянное обращение к научному аппарату исследования, объекту, предмету, гипотезе, цели, задачам. Например: «Решение задачи … потребовало обращения к…» или «Высказанная автором мысль о … послужила предпосылкой для выдвижения нами гипотезы о …», «В своих выводах мы опирались на …».

Обратите внимание на использование в научных текстах местоимения «мы». Такая конструкция высказывания является нормой, способом подчеркнуть совместный с научным руководителем характер работы, использование местоимения «я» не принято. Высказывание от своего имени нужно строить предельно корректно, не замахиваясь на авторитеты, не давая эмоциональных оценок. Довольно нелепо будет выглядеть высказывание такого типа: «Сравнив разные теории психического развития, я пришел к выводу, что Ж.Пиаже был неправ. Мне его теория не нравится».

Вопиющее невежество – оценивать после непродолжительной работы в библиотеке труды всемирно известного ученого, занимающегося этой проблемой не один десяток лет. Впрочем, также нелепо может выглядеть и похвала. Наверное, З.Фрейд не очень бы обрадовался, прочитав Ваше снисходительное: «Многое в психоанализе мне кажется не лишенным здравого смысла».

Научные тексты тяжелы для восприятия. У них особый язык. Все понятия строги и однозначны, от начала до конца соблюдена последовательность и логичность. Вся радость открытий прячется за сухими, общепринятыми речевыми оборотами, своего рода штампами. Никто не напишет: «Я долго не мог понять, и, наконец, догадался». Эмоции излишни и не берутся в расчет. В тексте вы прочитаете: «После серии экспериментов нам удалось установить…». Вместо: «Мне не понравилось…» Вы увидите: «Мы не можем согласиться с этим утверждением, потому что…». Далее будет следовать цепочка логических доказательств.

Прежде чем что-то критиковать, опровергать, отрицать, постарайтесь разобраться, а все ли Вы поняли, во всем ли разобрались. Особенно бессмысленно строить критику с чужих слов (прочитав пересказ основных положений в учебнике). В психологии, как, наверное, ни в одной другой науке имеется огромное количество позиций, мнений, взглядов, теорий. Практически не существует знания «правильного» и «неправильного». Поэтому для лучшего понимания чьих-то взглядов читайте первоисточники, уловите логику автора, всю жизнь создававшего свою теорию. Глубокое понимание его позиции может стать отправной точкой рождения собственных идей.

Использование общепринятых, клишированных оборотов речи, в отличие от художественной литературы, в научном тексте показывает научную культуру автора, поскольку обеспечивает доступность текста для однозначного его понимания. Ценным источником информации о том, как именно нужно писать, являются статьи в специальных журналах («Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др.).