Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза, страница 5

Предмет исследования более узкая категория – это часть объекта или какие-то его стороны, взаимосвязи, подвергшиеся детальному изучению в работе.

В формулировке темы отражаются  объект и предмет исследования. Их не надо мучительно придумывать, они просто вычленяются из названия работы. Например, тема «Гендерные различия в учебной мотивации студентов». В качестве центральной категории выступает отношение к учению, учебная мотивация – это и есть объект данного исследования. Как предмет выступает влияние пола на специфику этого отношения.

Объект и предмет задают формулировку цели работы, определение задач, выбор испытуемых и методов исследования.

Под целью понимается конечный результат работы, итог, к которому нужно прийти. В качестве цели может выступать установление связи, обнаружение причин, описание процесса, анализ различий и т.п.

На пути к цели исследователь должен решить ряд задач. При формулировке задач (не менее трех) детально расписывается последовательность движения к цели. Они обычно формулируются при помощи глаголов: установить…, провести диагностику…,  проанализировать…, сопоставить и т.п. Формулируя задачи, вы одновременно отвечаете на вопрос, какими методами будете пользоваться для достижения цели. Может быть, Вам будет необходимо наблюдение, беседы или анкетирование. Вполне вероятно использование тестов-опросников, проективных методик. Важно, чтобы Вы указывали используемые методы не для количества, а реально оценив возможности и необходимость их использования.

Цель тесно связана с выдвигаемой гипотезой. В самом общем виде цель всегда состоит в проверке гипотезы.

Гипотеза – предположение о связи, закономерностях, причинах и т.п., которое Вы будете проверять в своем исследовании.

Она должна быть сформулирована из вопросов, возникших в процессе постановки проблемы при изучении научных источников или из практики педагогической деятельности.

Допустим, у Вас возник вопрос: «Не являются ли умные дети в большей степени не поддающимися педагогическому влиянию»? В исследовании вопрос трансформируется в гипотезу, сформулированную в утвердительной форме. Свое утверждение Вы и будете доказывать научными средствами. В научном исследовании нельзя что-то утверждать, используя формулировки «Как показал мой личный опыт, с отличниками бесполезно спорить, все равно дураком окажешься». Формулировка гипотезы может выглядеть таким образом: «Возможность педагогического воздействия на ребенка определяется его умственными способностями. Дети с высоким уровнем интеллекта более независимы, самостоятельны и менее внушаемы, чем дети с низкими показателями  интеллекта».

Гипотеза охватывает определенные категории детей, задавая выбор испытуемых для проводимого исследования.

Кроме этого, выбор с самого начала задавался целью работы. Для выбора испытуемых необходимо ответить на вопросы: чего Вы хотите добиться, какие взаимосвязи установить, на кого распространить свои выводы.

В исследовании любого уровня – будь это курсовая или дипломная работа, кандидатская или докторская диссертация – невозможно обследовать всех представителей какой-то категории (например, всех женщин или всех сангвиников). Испытуемые, участвующие в исследовании носят название «выборка» - часть людей определенной категории. Часть «двоечников», часть девочек-подростков, холериков и т.п. Таким образом, заранее предполагается, что работа позволит сделать выводы обо всех вообще двоечниках, холериках и т.п. Выборка, состоящая из  30 и более испытуемых, считается репрезентативной, то есть показательной, достаточной для широких обобщений. Данные о группе их 30 человек подчиняются статистическим закономерностям.

Обобщенность – важное требование к исследовательской работе. Порой студенты предлагают: «А давайте я проведу социометрию» или «изучу темперамент». Простота использования психологических методик обманчива. Сразу возникает вопрос: «Ну и что?» Мы узнали, кто в классе «звезда», а кто «отверженный», или обнаружили, что в классе 5 меланхоликов, 14 холериков, 7 сангвиников и ни одного флегматика. А зачем нам это нужно? Для педагога нужно. Если он хорошо представляет себе, о чем свидетельствуют данные социометрического опроса, сможет построить грамотную программу улучшения психологического климата. Зная, как сказывается на деятельности темперамент, постарается для детей с ярко выраженными типами, создать для них благоприятными условия.