Курсовая работа по психологии: Методические рекомендации для студентов педвуза, страница 4

Чаще всего студент может лишь достаточно определенно обозначить только сферу интересов, без выделения исследовательских компонентов. При этом зачастую интересы связаны с проблематикой собственной профессиональной деятельности. Собственные наблюдения и затруднения могут стать важным стимулом исследовательской активности. Допустим, студенту лично для себя важно разобраться «как правильно разрешать конфликты», вот он и предлагает тему «Причины конфликтов и способы их разрешения». По этой проблематике имеется огромное количество работ. Ставшие классическими схемы протекания конфликтов изложены в учебниках. Что может стать предметом собственного исследования при такой формулировке темы?  Заняться можно лишь переписыванием чужих работ.

Допустим, предлагается тема «Способности и их развитие».  По проблематике способностей написаны многие тома  и философского, и психологического, и педагогического характера. Какие стороны данной проблемы могут стать предметом студенческой научной работы?

Не случайно предложения студентов, как правило, подвергаются обработке научным руководителем, для ограничения объекта исследования и уточнения предмета.

Обязанность определить тему курсовой работы лежит на научном руководителе. Его профессиональная компетентность позволяет ориентироваться в степени изученности практически  любой проблемы. Он в состоянии предложить такую программу работы, которая отвечает возможностям студента, требованиям к курсовым работам и может быть успешно выполнена в установленные сроки.

В формулировке темы содержатся все ключевые понятия, с которыми предстоит работать студенту, в ней не бывает ни одного лишнего слова. Как правило, не стоит  расширять предложенную программу и представляется недопустимым ее сужать.

В формулировке темы содержатся все ключевые понятия, с которыми предстоит работать студенту. Рассмотрим это на примере конкретного и реально выполненного курсового исследования, впоследствии расширенного до дипломной работы.

Тема «Структура саморегуляции у неуспевающих школьников в подростковом возрасте».

Ключевые понятия «саморегуляция» и «неуспеваемость», дополнительное уточнение: привязка исследования к определенному возрасту – подростковому. Следовательно, необходимо изучение научной литературы по проблемам саморегуляции и успеваемости, обращая внимание на те исследования, которые посвящены возрастным особенностям.

По мере вхождения в проблематику, Вы постепенно начинаете схватывать основную идею собственной работы. Вы уже обнаружили, что в основном успеваемость связана со способностями и мотивацией, но, описывая неуспевающих школьников,  исследователи отмечают их недостаточную регуляцию. Более конкретно суть этого явления не описана. Что значит «достаточная саморегуляция», в чем конкретно это выражается? Появившиеся вопросы – это проблема, с которой предстоит работать.

Вы обнаруживаете, что в одном из последних психологических журналов («Вопросы психологии») представлена новая теоретическая модель саморегуляции, описана ее структура, т.е. компоненты, из которых она складывается. Автор модели представляет тест, для изучения саморегуляции.

Таким образом, именно сейчас появилась возможность уточнить, какие дефекты саморегуляции типичны именно для неуспевающих школьников.

Для ориентировки в характере предстоящей работы большое значение имеет разработка научного аппарата исследования. Ключевыми для понимания являются следующие категории: объект и предмет исследования, гипотеза, цель, задачи и используемые методы.

Специфика психологического исследования состоит в изучении взаимосвязи отдельных психических явлений, их влиянии друг на друга, обнаружении причин, установлении закономерностей. Т.е. центром исследования всегда является какое-то личностное свойство, психический процесс или состояние, какая-то форма поведения, отношение (например, агрессивность, память, скука, лживость, дружба) и т.п. Это объект исследования. В качестве объекта в психологических исследованиях никогда не выступают люди. Человек во всей совокупности его свойств, процессов, состояний и отношений – слишком широкая категория. Объектом может выступать только одна из сторон внутреннего мира человека. Поэтому выделение в качестве объекта «учеников 6-го А класса Камышенской средней школы» будет в психологическом исследовании грубой ошибкой.