Государственная служба: понятие и принципы, страница 4

- в высших исполнительно - распорядительных органах субъектов РФ (правительствах, советах министров и д.р.);

- в органах исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивающих полномочия, отнесенные к их исключительному ведению (исчерпывающий перечень таких полномочий в соответствии со ст.73 Конституции определяется конституциями республик в составе Российской Федерации и уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);

- в органах законодательной власти Российской Федерации и субъектов РФ;

- в правоохранительных органах – прокуратуре РФ и органах судебной власти.

Участниками служебного отношения в зависимости от обстоятельств их возникновения могут быть различные юридические и физические лица. К императивным участникам служебного отношения относится наниматель – публичный орган или его представитель и служащий – должностное лицо, обеспечивающее полномочия государственного органа, эти лица участвуют во всех служебных отношениях.

К факультативным участникам служебного отношения относятся публичные или частноправовые субъекты, вступающие в такие отношения в связи с реализацией предоставленных им федеральным законом их прав или исполнением обязанностей перед государственным органом. Права, обязанности таких лиц обусловлены их участием в ординарных, или деликатных, служебных отношениях (например, органы внутренних дел, органы ФСО России). Иные публичные органы обязаны обеспечить безопасность и личную неприкосновенность служащего и членов его семьи, имеющих право на предоставление государственной защиты в случаях, установленных Федеральным законом. [3] Органы здравоохранения обеспечивают реализацию мер социальной защиты служащего и членов его семьи и т.д. Обязанности публичного органа в данном случае корректируется с правами государственного служащего, исполнением которых и обусловлены такие обязанности.

В некоторых случаях в служебных отношениях участвуют субъекты частного права, как правило, это при обеспечении отдельных социальных прав служащего. Примером послужит, совмещение его прав и исполнение должностных обязанностей с оплачиваемой деятельностью в негосударственном учебном заведении, в частности в издательстве, общественном объединении и т.д., в тех случаях, если это не повлечет за собой конфликта интересов.

Участие служащего в отношениях с коммерческими организациями может быть обусловлено владением и распоряжением ценными бумагами и акциями (долями участия в уставных капиталах акционерных обществ и иных коммерческих организаций), причем такие отношения могут возникать и прекращаться в период прохождения государственной службы. Таким образом, государственный служащий может участвовать в коммерческих отношениях с учетом ограничений, установленных федеральным законом, однако он не вправе быть субъектом предпринимательства. Негосударственные органы в этих случаях обеспечивают реализацию права служащего, установленного федеральным законом.

4 Права и обязанности государственного служащего

Государственная гражданская служба предназначена для обеспечения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ в сферах законотворчества, экономики, социального строительства и культуры. В отличии от других видов государственной службы гражданская служба не связана с функциями в сферах обороны, безопасности и правоохранительной деятельности.

Гражданским служащим является гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную деятельность на соответствующей должности согласно акту о назначении на должность и в соответствии со служебным контрактом. Статус гражданского служащего определяется его публичными полномочиями (правами, обязанностями) и ответственностью за их ненадлежащее исполнение.